15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология.
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология. by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 43
Results Per Page
Sort Options
- ItemДиагностика уровня развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей с помощью методик, созданных под руководством Л.А. Венгера(МГППУ, 2020-05-01) Денисенкова Наталия Сергеевна; Федоров Валерий ВладимировичВ статье описываются результаты эмпирического исследования, целью которого было сравнение умственных способностей современных детей и их сверстников, живших в доцифровую эпоху. Предполагалось, что уровень развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей современных старших дошкольников отличается от уровня развития тех же способностей у детей, воспитывавшихся в последней трети ХХ в. Сравнивался уровень развития сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников 6—7 лет (N=156) (исследования 1990-х гг.), дошкольников 5—6 лет (N=100) (исследования 1970-х гг.), воспитывавшихся в последней трети ХХ в. с уровнем развития способностей детей в возрасте 5—6 лет (N=184) и детей в возрасте 6—7 лет (N=236), посещавших дошкольные отделения г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015—2020 гг. В исследовании применялись методики, направленные на диагностику уровня развития сенсорных и интеллектуальных способностей («Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация», «Систематизация»), а также методы статистической обработки данных с использованием методов описательной статистики, критерия Фишера, критерия Стьюдента для выборок с равными дисперсиями и выборок с различными дисперсиями. Результаты исследования позволили говорить о том, что уровень развития некоторых сенсорных способностей (отнесения объекта к эталону) у старших дошкольников, воспитывающихся в начале ХХI в. ниже, чем у их сверстников, воспитывавшихся в последней трети ХХ в., а уровень развития их интеллектуальных способностей выше. Денисенкова Н.С., Федоров В.В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 40–53. DOI: 10.17759/pse.2021260302
- ItemРезультаты стандартизации теста "Школьной тревожности" Филлипса(2023) Егоренко Татьяна Анатольевна; Лобанова А.В.; Чумаченко Д.В.Представлены данные адаптации теста школьной тревожности Филлипса на русскоязычной выборке.
- ItemАннотированный список диагностических методов, использованных авторами исследований эффективности Денверской модели раннего вмешательства, публикации которых были включены в систематический обзор.(2023) Давыдова Е.Ю.; Тюшкевич Светлана Анатольевна; Давыдов Д.В.; Илюнцева А.А.; Ускова Ольга Александровна ; Мовчан А.А.Аннотированный список диагностических методов, использованных авторами исследований эффективности Денверской модели раннего вмешательства, публикации которых были включены в систематический обзор.
- ItemОпросник «Родительское рефлексивное функционирование» (база для апробации)(2023-08-07) Камская Ольга Александровна; Одинцова Мария АнтоновнаПредставлены данные 205 родителей (38% отцов) детей в возрасте от года до 13 лет, собранные для адаптации опросника «Родительское рефлексивное функционирование» (ОРРФ) на русскоязычной выборке.
- ItemПодростки в трудной жизненной ситуации(2024-02-02) Одинцова Мария Антоновна; Радчикова Наталия Павловна; Сорокова Марина ГеннадьевнаПредставлены данные подростков 12-18 лет из разных регионов РФ (N=1718) по методикам: Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ); Многомерная шкала школьной вовлеченности; Шкала реагирования на неопределенность (URS); краткая версия методики изучения копинг-стратегий для подростков СОРЕ-30A; Шкала настойчивости.
- Item"Эталоны" Л.А. Венгера для детей 6-ого и 7-ого года жизни(МГППУ, 2024-02-09) Бурлакова Ирина Анатольевна; Леонова Олеся Игоревна; Кормухина Евгения Владимировна; Барковская Юлия Владимировна; Андерсон Светлана Александровна; Оглоблин Алексей АлексеевичПредставлены данные выполнения старшими дошкольниками диагностических заданий методики «Эталоны» (входит в комплект методик для определения уровня умственного развития, разработанных под руководством Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко). Задания позволяют определить уровень освоения ребенком перцептивного действия – соотнесения с талоном. Данные могут быть важны для построения коррекционно-развивающей работы по развитию восприятия у старших дошкольников
- ItemШНПО-ПМ(МГППУ, 2024-02-13) Чумаченко Дмитрий Валерьевич; Бойкина Екатерина Эдуардовна; Чиркина Римма Вячеславовна; Романова Наталья Михайловна; Киселёв Константин АнатольевичВ работе приводятся данные стандартизации методики «Шкала нарушенных потребностей. Остракизм (подростки, молодежь), ШНПО-ПМ», представляющей собой модификацию методики «Need Threat Scale» (И. ван Бист, К.Д. Вильямс, 2006). Модифицированная ШНПО-ПМ, включает 4 субшкалы: «Потребность в принятии» (5 утверждений), «Потребность в самоуважении» (5 утверждений), «Потребность в контроле» (5 утверждений), «Потребность в осмысленном уважении» (5 утверждений).
- ItemИзмерение наглядно-образного мышления дошкольников 5-6 лет по методике "Схематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-02-15) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 5-6 лет (N = 974; из них 48,7% мужского пола; 51,3% женского пола) по методике "Схематизация 5-6 лет" (Бардина Р.И.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 41) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог». Данные использовались для стандартизации методики "Схематизация" для детей 5-6 лет.
- ItemИзмерение наглядно-образного мышления дошкольников 6-7 лет по методике "Схематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-02-17) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 6-7 лет (N = 1451; из них 47,1% ребенка мужского пола; 52,9% женского пола) по методике "Схематизация 6-7 лет" (Бардина Р.И.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 527) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился в цифровом формате с помощью системы «Анкетолог. Данные использовались для стандартизации методики "Схематизация" для детей 6-7 лет.
- ItemИзмерение логического мышления дошкольников 6-7 лет по методике "Систематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-03-01) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения логического мышления детей дошкольного возраста 6-7 лет (N = 1309; из них 46,4% ребенка мужского пола; 53,6% женского пола) по методике "Систематизация 6-7 лет" (Венгер Н.Б.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант (данные включали результаты по первым семи заданиям). В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 498) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог». Данные использовались для стандартизации методики "Систематизация" для детей 6-7 лет.
- ItemИзмерение логического мышления дошкольников 5-6 лет по методике "Систематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-03-01) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения логического мышления детей дошкольного возраста 5-6 лет (N = 938; из них 48,4% ребёнка мужского пола; 51,6% женского пола) по методике "Систематизация 5-6 лет" (Булычева А.И.), разработанной авторами под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 42) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог. Данные использовались для стандартизации методики "Систематизация" для детей 5-6 лет.
- ItemОпросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ) Р. Гудмана (база для апробации)(МГППУ, 2024-03-20) Ульянина Ольга Александровна; Федонкина Анастасия Александровна; Хайрова Зульфия Рафиковна; Радчикова Наталия ПавловнаПредставлены данные подростков 10-17 лет из разных регионов РФ (N=1374) по методикам: Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ); Фрайбургский многофакторный опросник FPI; «Сильные стороны и трудности» Р. Гудмана в интерпретации Е.Р. Слободской и др.
- ItemПодростки в трудной жизненной ситуации (данные РБ)(МГППУ, 2024-05-21) Козырева Нина ВячеславовнаПредставлены данные подростков 12-18 лет из разных регионов РБ (N=425) по методикам: Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ); Климат в классе; Шкала реагирования на неопределенность (URS); краткая версия методики изучения копинг-стратегий для подростков СОРЕ-30A; Шкала настойчивости. Исследование аналогично исследованию, проведенному на российской выборке (Одинцова и др., 2024a).
- ItemГрупповой интеллектуальный тест (ГИТ)(МГППУ, 2024-06-07) Исаев Евгений Иванович; Сафронова Мария Александровна; Сорокова Марина Геннадьевна; Радчиков Андрей СергеевичРезультаты "Группового интеллектуального теста" (ГИТ) для учащихся 4-ого класса российских школ. Тестирование проводилось в онлайн формате
- ItemУчебная мотивация старших подростков, обучающихся в разных образовательных средах(МГППУ, 2024-06-19) Никитская Мария ГеннадьевнаПредставлены результаты эмпирического исследования учебной мотивации старших подростков, обучающихся в разных образовательных средах: в школе и в двух различных по престижности колледжах.
- ItemМатериалы эмпирического исследования роли академической мотивации, жизненных стремлений и самоконгруэнтности в профессиональных намерениях студентов педагогического вуза.(МГППУ, 2024-07-03) Сычев Олег Анатольевич; Гурьянова Татьяна АлександровнаПриведены данные и дополнительные результаты анализа (не представленные подробно в тексте соответствующей статьи), полученные в ходе эмпирического исследования роли академической мотивации, жизненных стремлений и самоконгруэнтности в профессиональных намерениях студентов педагогического вуза.
- ItemДиагностика развития умственных способностей и произвольности с помощью методик, созданных под руководством Л.А. Венгера (выборка стандартизации для бланковой версии)(МГППУ, 2024-07-23) Денисенкова Наталия Сергеевна; Тарунтаев Павел Игоревич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе приводятся результаты измерения умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей и произвольности. Измерение проведено с помощью методик, разработанных под руководством Л.А. Венгера: 1) Методика 1 "Произвольность"; 2) Методика 2 "Эталоны"; 3) Методика 3 "Перцептивное моделирование"; 4) Методика 4 "Схематизация"; Методика 5 "Систематизация". Выборка: дети, посещавшие старшую дошкольную группу (5-6 лет, n = 223) и дети, посещавшие подготовительную к школе группу детского сада (6-7 лет, n = 268) из нескольких детских садов города Москва, городов Московской области и города Смоленск. Данные собирались с целью определения статистических норм для этих методик на современной выборке детей. Ключевые слова: умственные способности; методики Л.А. Венгера; Произвольность; Эталоны; Перцептивное моделирование; Схематизация; Систематизация, нормы методики.
- ItemШкалы развития Merrill-Palmer-Revised (MPR): результаты диагностики уровня развития детей раннего возраста с риском РАС(МГППУ, 2024-08-09) Ускова Ольга Александровна; Мовчан Анна Алексеевна; Илюнцева Анна АлександровнаПредставлены полные результаты диагностики методом MPR детей раннего возраста с риском РАС (N=8), анализ которых проведен авторами в исследовании "Опыт применения шкал развития MPR в диагностике детей раннего возраста с риском РАС". Результаты по шкалам приведены в стандартных баллах, возраст детей указан в месяцах.
- ItemВзаимосвязь образа-Я и образа Наставника у студентов в контексте профессионального самоопределения(МГППУ, 2024-10-21) Красило Дарья Александровна; Репещук Ксения ЮрьевнаИсследование направлено на выявление и уточнение связи «образа-Я» и «образа Наставника» у субъекта профессионального самоопределения в период вхождения во взрослость. В ходе эмпирического и статистического анализа данных выделены и описаны типы образа-Я субъекта профессионального самоопределения: «идеализированный» и «реалистично-действенный» на 1-2 курсах; «рефлексивный» и «карьерно-ориентированный» на 3-4 курсах.
- ItemМатериалы эмпирического исследования "Типология представлений о взрослении в юношестве"(МГППУ, 2024-10-21) Шилова Наталья ПетровнаПредставлена база данных результатов исследования, связанного с трансформацией восприятия процесса взросления, проведенного в марте-мае 2024 года. В исследовании приняли участие подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет (M = 18). Использовались авторская методика «Взросление» (Н.П. Шилова).
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »