15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология.
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
- ItemДанные исследования "Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста"(МГППУ, 2025-04-14) Андреева Алла Дамировна; Бегунова Людмила Анатольевна; Лисичкина Алёна ГеннадьевнаПредставлены результаты эмпирического изучения особенностей внутренней позиции взрослого как мотивационной основы готовности к самоопределению у современных старшеклассников и студентов колледжей. В исследовании принимали участие старшеклассники общеобразовательных школ и студенты 1—2 курсов колледжей городов Москвы и Орска. Данные собраны в 2020-2021 годах.
- ItemДанные эмпирического изучения структурно-динамических характеристик мировоззрения как фактора психологического благополучия в юношеском возрасте(МГППУ, 2025-04-14) Андреева Алла Дамировна; Бегунова Людмила Анатольевна; Данилова Елена Евгеньевна; Лисичкина Алена ГеннадьевнаПредставлены данные эмпирического исследования становления мировоззрения как центрального новообразования юношеского возраста. Проведено сравнение и дано описание структурно-динамических характеристик мировоззрения учащихся раннего (16-18 лет) и позднего (19-22 года) юношеского возраста. Файл «Матрица наблюдений» содержит (первичные) ответы респондентов по использованным в исследовании опросникам, а также количественные результаты по шкалам опросников. Всего 583 человека среди них старшеклассников и студентов 1-2 курсов колледжа (16-18 лет; М = 16,7 лет, SD = 0,70), студентов университета (19-22 лет; М = 21,5 SD = 0,85). В обработку были включены только валидные протоколы респондентов.
- ItemИзучение комического у младших школьников в ситуации нарушения культурной нормы(МГППУ, 2025-04-12) Артемьева Татьяна ВасильевнаПредставлены результаты эмпирического изучения комического у младших школьников с помощью диагностического инструментария «Иногда так случается». Размещены ответы младших школьников в возрасте 7-10 лет по следующим показателям: выделение правил (норм) в ситуациях взаимодействия; составление комичных вариантов развертывания событий; комичные адаптивные и дезадаптивные варианты развертывания события.
- ItemБаза эмпирических данных к опроснику «Профессиональные установки подростков» для изучения профессионального самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах.(МГППУ, 2025-04-11) Андреева Алла Дамировна; Лисичкина Алёна Геннадьевна; Бегунова Людмила АнатольевнаПредставлены результаты модификации опросника И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков» (1989 г.). Изменения социальной ситуации развития, обусловленные новыми технологиями и высокой подвижностью всей профессиональной сферы, привели к сужению показателей психологической готовности учащихся к выбору своего жизненного пути: формированию общего оптимистического, позитивного настроя на будущее, либо выраженной неуверенности и нерешительности в правильности этого выбора. Вместе с тем обнаружено, что ведущие возрастные закономерности психологического развития юношества оказались устойчивыми к глобальным переменам цифрового мира, сохранили свою мотивационную функцию, связанную с переходом на следующий, взрослый, этап жизни. Выборку исследования составили обучающиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений и студенты средних профессиональных учебных заведений городов Москвы и Челябинска. Данные собраны в 2022-2023 годах.
- ItemПереживания в деятельности и психологические ресурсы студентов(МГППУ, 2025-04-11) Трофимова Юлия Владимировна; Ефанова Марина ИвановнаПредставлена база данных эмпирического исследования переживаний в деятельности студентов и их психологических ресурсов. Исследование проводилось на студенческой выборке. В исследовании принимали участие студенты вузов города Барнаула.
- ItemИсследование нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра(МГППУ, 2025-04-10) Андреева Светлана Витальевна; Чумаченко Дмитрий ВалерьевичПредставлены результаты обследования структуры нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью авторской шкалы нарушений функционального языка. Авторская шкала прилагается.
- ItemАнамнестический опросник для родителей(МГППУ, 2025-03-26) Русаковская Ольга АлексеевнаВ общей медицине вообще, и в психиатрии в частности, анамнестические сведения в отношении ребенка, полученные со слов его родителя, традиционно рассматриваются как объективный анамнез ребенка. В психотерапии, психологическом и семейном консультировании детей и подростков, психологический анамнез также является одним из первых и важнейших методов работы , позволяя специалисту, во-первых, получить необходимые сведения об истории развития ребенка и об особенностях родительского отношения; во-вторых, выделить основные мишени оказания консультативной или психотерапевтической помощи. При судебно-психиатрической (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизе по спорам о воспитании, в том числе по искам об ограничении родительских прав, особенности психического здоровья и развития ребенка имеют экспертное значение. Помимо этого, одной из задач экспертного исследования является проведение комплексной оценки характера отношения родителя к ребенку, стиля воспитания и воспитательной позиции, чувствительности к возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка и его психологическим потребностям, способности к учету интересов ребенка . В качестве формализованной формы сбора анамнестических сведений о ребенке и исследования особенностей родительского отношения, в рамках психиатрического и клинико-психологического исследования при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе по спорам, связанным с воспитанием детей, разработан анамнестический опросник для родителей. Применение опросника позволяет структурировать беседу с родителем. Помимо этого, в экспертной практике опросник может применяться для оптимизации процедуры экспертного исследования. С этой целью опросник может быть предложен родителям для самостоятельного заполнения, как один из этапов судебно-психиатрического интервью. В базе данных представлены результаты первого этапа клинической апробации опросника, который был проведен в ходе выполнения проекта "Материнство и отцовство родителей, страдающих психическими расстройствами, и их комплексное медико-психолого-социальное сопровождение" (грант № 18-013-00921. Российский фонд фундаментальных исследований. 2018). Материалы исследования: 30 родителей, страдающих психическими расстройствами и находящихся на диспансерном наблюдении: 21 мать, 9 отцов.
- ItemДанные исследования "Психологические особенности взаимодействия учащихся 7-8-х классов с гипертекстом: теоретико-экспериментальное исследование с использованием айтрекера"(МГППУ, 2025-03-17) Борисенко Наталья Анатольевна; Ганичева Анна Алексеевна; Миронова Ксения Вадимовна; Шишкова Светлана ВикторовнаДанные, характеризующие особенности первичного восприятия учебного гипертекста учащимися 7-8 классов, их ориентировки в тексте и распределения внимания в процессе работы с основным текстом и гиперссылками
- ItemСводный протокол представлений детей о счастье и его компонентах(МГППУ, 2025-03-05) Гилемханова Эльвира НурахматовнаПредставлен сводный протокол, составленный на основе ответов детей на вопросы о счастье. Сводный протокол по всем респондентам характеризует систему категорий так, что каждый столбец таблицы соотносится с тематической классификацией: семья, представление о себе, эмоции, др. Наряду с тематической классификацией представлен материал, характеризующий половозрастные особенности, семейную структуру, а также оценку «уровня» счастья детей исходя из результатов глубинного интервью и данных наблюдения за ребенком во время его проведения.
- ItemОпросник_Индекс социокультурной безопасности школьника(МГППУ, 2025-03-05) Гилемханова Эльвира НурахматовнаПредставлены данные методики для оценки индивидуализированных рисков социокультурной безопасности образовательной среды подростков. Социокультурная безопасность школьника описывает степень и характер соблюдения ценностей, смыслов и целостности подсистемы «личность» в рамках образовательной среды как пространства для организации взаимодействия в открытой динамической системе «личность—социокультурное пространство».
- ItemДанные к статье «Психометрическая оценка интеллекта и его детерминант в период взрослости (на примере белорусской популяции)»(МГППУ, 2025-02-14) Гребень Наталия Федоровна; Голубева Татьяна СергеевнаПредставлены результаты диагностики интеллекта 663 респондентов, представителей белорусской популяции, в возрасте от 16 до 84 лет (средний возраст =30,9 ± 14,89). Из них 360 женщин (54,3%) и 303 мужчины (45,7%). Диагностика интеллектуального развития осуществлялась с помощью теста Векслера (взрослый вариант).
- ItemДанные к статье "Психологические основания обучения младших школьников простейшему экспериментированию"(МГППУ, 2025-02-01) Чудинова Елена Васильевна; Шишкина Ирина АлександровнаДанные обследования учеников экспериментального второго и контрольных вторых и четвертого классов (диагностика умения планировать простейший эксперимент в соответствии с гипотезой)
- ItemДиагностика результатов образовательного проектирования подростков в учебно-игровой среде: оценка уровня учебно-познавательной мотивации школьников 10 класса(МГППУ, 2025-02-01) Глазунова Ольга Игоревна; Глебова Мария Максимовна; Иордан Жанетта ВасильевнаДиагностика учебно-образовательной мотивации проводилась у школьников 10 класса по разработанной методике в рамках реализации проекта "Освоение подростками способов образовательного проектирования в учебно-игровых средах". Диагностические замеры осуществлялись после проведения цикла трехдневных учебно - игровых модулей "Жизнь на Луне", разработанных в рамках проекта. Под учебно-познавательной мотивацией мы понимаем побудительную силу к изучению какой-либо области знаний, в данном случае - к биологии. Для оценки образовательных результатов развития учащихся нами была взята схема экспериментальной и контрольной групп. Диагностический замер в экспериментальной группе подростков, участвовавших в игровой проектной сессии, проводился в пределах недели после её окончания. Параллельно проводился диагностический замер в контрольной группе подростков.
- ItemМатериалы айтрекинг исследования специфики глазадвигательной активности дошкольников с нарушением слуха в процессе решения мыслительных задач(МГППУ, 2025-02-01) Смирнова Яна КонстантиновнаПредставлены результаты измерений глазодвигательной активности и специфика обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в процессе выполнения проб на исключение предметов. База содержит сравнительное исследование айтрекингом выборки дошкольников 5-6 лет (N=30) типично развивающихся детей (N=20; M = 5.3; SD = 0.4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=15; M = 5.1; SD = 0.3). В качестве стимульного материала использованы иллюстрации Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить, а четвертый предмет по отношению к ним является лишним. Использовался пробы и стимульный материал из «Диагностического альбома для оценки развития познавательной деятельности ребенка» Семаго Н.Я., Семаго М.М. Материал пробы предназначен для детей 4,5 - 6,5 лет, не владеющими навыками чтения. Это позволяет оценить возможность установления логических связей и отношений между понятиями (предметами) невербальным способом. В ходе исследования детям предъявлялось 4 пробы на исключения предметов. Во время проведения пробы айтрекером фиксировалось движение глаз детей. Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3, точность регистрации:0.5 – 1°; частота дискретизации: 60 Гц; калибровка: 5- или 9-точечная; область свободного перемещения головы: 25 см (по горизонтали) 11см (по вертикали). Настройка отслеживания - настольное крепление. Калибровка была принята, если средняя погрешность составляла <0,30° угла обзора. Данные обрабатывались с помощью программного обеспечения «Нейробюро» (Neurobureau eye tracking analysis software, Neuroiconica assistive). Изображения предъявлялись на экране ноутбука 39,6 см (15,6), Full HD (1920 x 1080), 16:9 ComfyView. Расстояние просмотра от глаз до монитора – 60 см. Размер изображений 600*480. В базе содержится информация о глазодвигательной активности детей с нарушением слуха и типично развивающихся детей, свидетельствующих об особенностях зрительной обработки информации в ходе решения мыслительных задач, а именно: количество фиксаций до первой фиксации на области интереса, время до первой фиксации на области интереса, общее время просмотра области интереса, продолжительность первой фиксации на области интереса, число возвратов в область интереса, средняя продолжительность фиксаций на области интереса, соотношение испытуемых, общее количество фиксаций на области интереса, средняя амплитуда саккад на области интереса, общее количество саккад на области интереса, общая длина пути сканирования области интереса, соотношение площади области интереса к площади стимула. Данные представлены для 4 проб на исключение предметов.
- ItemСтратегии поведения в конфликтных ситуациях (подростки)(МГППУ, 2025-02-01) Казанович Евгений Юльянович; Немцова Галина Дмитриевна; Ботяновская Ирина ВикторовнаПредставлены данные 299 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст = 15 ± 1 лет; 60% женского пола) по методике «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса-Р.Килманна в адаптации Н.В. Гришиной.
- ItemИспользование FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей с РАС. Данные пилотного исследования(МГППУ, 2025-01-29) Мамохина Ульяна Андреевна; Фадеев Кирилл Андреевич; Гояева Дзерасса Эльдаревна; Илюнцева Анна Александровна; Овсянникова Татьяна Михайловна; Обухова Татьяна Сергеевна; Салимова Ксения Рамизовна; Рытикова Анна Менашевна; Давыдов Денис ВитальевичПредставлены данные пилотного исследования использования FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей младшего школьного возраста с РАС. FM-системы позволяют улучшить соотношение сигнал/шум, что облегчает слухоречевое восприятие у детей, имеющих нарушения центральной слуховой обработки. База содержит результаты детей с РАС в возрасте от 7,6 до 12,7 лет (Средний возраст — 8,8 лет) в тесте "Слова в шуме", экспериментальной задаче "Повторение предложений" в условиях фонового шума с и без использования FM-системы, а также данные о слухоречевом восприятии детей, полученные от родителей и учителей.
- ItemDirectional motion sensitivity in people with Visual Snow Syndrome is modulated by the presence of trailing-type palinopsia(MSUPE, 2025-01-24) Orekhova Elena V.; Naumova Sofya M.; Obukhova Tatiana S.; Plieva Anna M.; Prokofiev Andrey O.; Petrokovskaia Anastasia V.; Stroganova Tatiana A.Using a spatial suppression paradigm, we assessed motion duration discrimination thresholds for small (1°), medium (2.5°), and large (12°) high-contrast gratings in 23 VSS and 27 control participants. Spatial Suppression Index (SSI) quantified size-dependent increases in duration thresholds. Visual Discomfort Questionnaire scores and VSS symptom ratings including TTP, afterimages, photophobia, etc. were also collected. VSS patients reported higher visual discomfort and perceptual disturbances. However, no group differences were found in duration thresholds or SSI. Notably, higher TTP scores were associated with lower duration thresholds, indicating a facilitatory effect of TTP on motion sensitivity.
- ItemОкулографический метод и взаимодействие подростков и юношей в процессе совместного решения задачи (на материале многопользовательской онлайн-игры «Помехи в эфире»)(МГППУ, 2025-01-24) Токарчук Юлия Александровна; Конокотин Андрей Владимирович; Поворова Ксения Геннадьевна; Токарчук Андрей МихайловичЭмпирическое исследование проведено в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах» на материале разработанной многопользовательской логической онлайн-игры «Помехи в эфире»(game.childresearch.ru). Исследование проводилось с применением модуля видеоокулографии NTrend-ET500. Выборку исследования составили 30 подростков и юношей от 13 до 20 лет (M=17,11, SD=2,00, 67% девушки) из г. Москвы. Социальный статус не учитывался дополнительно. Пары формировались по возрастному признаку. Согласно полученным данным, обнаружены статистически значимые различия по параметрам частоты фиксаций совместного внимания в минуту и медианной длительности фиксаций совместного внимания на индивидуальном и совместном этапах взаимодействия (при уровне значимости p≤0,01).
- ItemTime-dependent modulation of visual gamma oscillations points to increased neural plasticity in Visual Snow Syndrome(MSUPE, 2025-01-24) Orekhova Elena V.; Naumova Sofya M.; Obukhova Tatiana S.; Plieva Anna M.; Prokofiev Andrey O.; Petrokovskaia Anastasia V.; Stroganova Tatiana A.To explore potential alterations in E/I balance and neuroplasticity in VSS, we recorded visual gamma oscillations with magnetoencephalography in 26 patients with VSS and 27 controls participants. Excitatory drive was regulated by presenting participants with high-contrast circular gratings, static or drifting at one of four rates (0.6˚/s, 1.2˚/s, 3.6˚/s, or 6.0˚/s).
- ItemЭмпирическое апробирование комплекса методик психологической диагностики личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы(МГППУ, 2025-01-21) Исаев Евгений Иванович; Сафронова Мария Александровна; Расторгуева Маргарита Дмитриевна; Емельянова Елизавета АндреевнаПредставлены данные 1913 учащихся третьих (N = 923) и четвертых (N = 990) классов из разных регионов Российской Федерации (49,7% женского пола) по методикам: 1) диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн; 2) опросник "Субъектная позиция"; 3) методика определения уровня учебной мотивации в младшем школьном возрасте (УМУ); 4) опросник академической саморегуляции SRQ-A; 5) «Ряд колец»; 6) экспресс-методика «Стиль саморегуляции поведения детей»; 7) задачи А.З. Зака (Задачи Зака: «Различение» модификация 1, «Различение» модификация 2, «Сюжеты») 8) «Коммуникативная компетентность»
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »