15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология.
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
- ItemИсследование учебной мотивации подростков (10-14 лет): эмоционально-ценностные и когнитивные аспекты(МГППУ, 2025-08-12) Зинченко Светлана НиколаевнаВ материале представлены результаты измерений учебной мотивации, переживаемых эмоциональных состояний и отношения к выполнению учебных задач
- ItemБаза данных результатов обследования детей старшего дошкольного возраста с помощью нейропсихологической оценки, методики Leiter-3 и АПК SHUHFRIED(МГППУ, 2025-08-11) Жиляева Татьяна Владимировна; Толстоброва Екатерина Михайловна; Насонова Ульяна Алексеевна; Тарадай Юрий МихайловичОбследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Лондонский Тауэр, Фрейбургская версия, англ. Tower of London – Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS) и нейропсихологического обследования с помощью методики А.Р. Лурии в адаптации для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (Глозман, 2006). Всего обследовано 169 детей, полностью все процедуры оценки прошли 98 участников, 68 мальчиков, 30 девочек, медианный возраст 6,5 [6,0; 7,0] лет.
- ItemРезультаты квазиэкспериментальных исследований по исследованию эффективности использования Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС(МГППУ, 2025-08-11) Березуцкая Валентина ПетровнаРасстройства аутистического спектра – это нарушения нейроразвития, характеризующееся трудностями в социальном взаимодействии, коммуникации и проявлениями стереотипного поведения. Раннее вмешательство играет ключевую роль в минимизации симптомов и улучшении адаптации детей с РАС. Цель. Систематизация квазиэкспериментальных работ (2020–2025 гг.), посвященных эффективности Денверской модели раннего вмешательства (ESDM и версии для родителей P-ESDM). Гипотеза. Небольшие по интенсивности и срокам проведения коррекционные вмешательства с использованием Денверской модели раннего вмешательства могут быть достаточно эффективными для детей с РАС. Методы и материалы. Было отобрано 11 статей, соответствующих всем необходимым критериям. С помощью системного анализа, были изучены результаты эффективности в каждом исследовании. Результаты показали, что даже краткосрочные вмешательства (при 1–3 часах в неделю, в течение 10 недель для P-ESDM и 1,25 часа в неделю, в течение 12 недель для ESDM) приводят к значительным улучшениям в коммуникации, развитию социальных навыков, адаптивного поведения и др. Родители, участвовавшие в P-ESDM, демонстрировали снижение стресса и высокую удовлетворенность методикой. Исследование подтверждает гипотезу о высокой эффективности ESDM/P-ESDM даже при небольшой интенсивности вмешательства. Подчёркивается необходимость расширения доступа к этим образовательный процесс и достижению ими успешных результатов.
- ItemПредикторы школьной дезадаптации первоклассников в условиях единой образовательной программы(МГППУ, 2025-05-30) Кропотов Евгений Александрович; Ванновская Ольга ВасильевнаКонтекст и актуальность. Одним из самых значимых преобразований системы образования последних лет является введение в 2023 году в систему начального образования в РФ единой общеобразовательной программы. Значимыми вопросами становятся изучение школьной дезадаптации в условиях введения новой образовательной программы, а также изучение возможностей прогнозирования школьной дезадаптации с использованием имеющихся теоретических и эмпирических разработок. Цель. Изучение предикторов школьной дезадаптации первоклассников в условиях единой образовательной программы. Гипотеза. показатели произвольности, школьной тревожности, самооценки, готовности к школе мотивации и коммуникативных навыков являются значимыми предикторами, позволяющими разделять испытуемых в группы дезадаптивных и адаптивных обучающихся. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 152 обучающихся первых классов в возрасте от 6 до 7 лет, 40 родителей и 6 учителей начальных классов. Использованы следующие методики: ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека; Тест оценки концентрации внимания Пьерона-Рузера; Тест «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия; Методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса; «Исследование самооценки по методике Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн»; Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой; Методика М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»; Опросник «Индивидуальный стиль педагогической деятельности А.М. Марковой, А.Я. Никоновой; Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Результаты. Выявлено наличие значимых предикторов школьной дезадаптации, исключение составили лишь показатели произвольности внимания и памяти, самооценка и отдельные параметры школьной тревожности. Выводы. Проведенный дискриминантный анализ продемонстрировал показатель точности классификации, составляющий 88,6%, наибольшую дискриминативную функцию несут показатели коммуникации и общей тревожности. Единая образовательная программа показывает высокие результаты в качестве стандарта образования, однако, существует необходимость более внимательного анализа содержания программы касательно сферы развития коммуникативных навыков первоклассников и снижения школьной тревожности.
- ItemБаза данных исследования "Связь когнитивной иллюзии возраста с благополучием в юношеском возрасте"(МГППУ, 2025-05-28) Новикова Арина Родионовна; Сыченко Юлия АнатольевнаПредставлена база данных результатов исследования связи когнитивной иллюзии возраста с показателями субъективного и психологического благополучия. Выборка составляет 96 студентов в возрасте от 18 до 21 года (средний возраст 19,27 лет). В исследовании использовались следующие методики: опросник "Age-of-me" Б. Барака; "Шкала удовлетворенности жизнью" Э. Динера; "Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта" Д. Уотсона, Л. Кларка и А. Теллегена; "Шкала психологического благополучия" К. Рифф.
- ItemДанные эмпирического изучения культурной конгруэнтности и дивергентного мышления представителей подросткового возраста(МГППУ, 2025-05-28) Ганиева Айсылу МунавировнаПредставлены результаты 272 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, обучающиеся в средних образовательных учреждениях, отображающие степень выраженности культурной конгруэнтности и дивергентного мышления в данном возрасте.
- ItemТестирование детей с РАС с помощью методики "Кораблик"(МГППУ, 2025-04-22) Давыдова Елизавета Юрьевна; Салимова Ксения Рамизовна; Давыдов Денис Витальевич; Переверзева Дарья Станиславовна; Мамохина Ульяна Андреевна; Данилина Камила Касимовна; Горбачевская Наталья Леонидовна
- ItemДанные исследования "Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста"(МГППУ, 2025-04-14) Андреева Алла Дамировна; Бегунова Людмила Анатольевна; Лисичкина Алёна ГеннадьевнаПредставлены результаты эмпирического изучения особенностей внутренней позиции взрослого как мотивационной основы готовности к самоопределению у современных старшеклассников и студентов колледжей. В исследовании принимали участие старшеклассники общеобразовательных школ и студенты 1—2 курсов колледжей городов Москвы и Орска. Данные собраны в 2020-2021 годах.
- ItemДанные эмпирического изучения структурно-динамических характеристик мировоззрения как фактора психологического благополучия в юношеском возрасте(МГППУ, 2025-04-14) Андреева Алла Дамировна; Бегунова Людмила Анатольевна; Данилова Елена Евгеньевна; Лисичкина Алена ГеннадьевнаПредставлены данные эмпирического исследования становления мировоззрения как центрального новообразования юношеского возраста. Проведено сравнение и дано описание структурно-динамических характеристик мировоззрения учащихся раннего (16-18 лет) и позднего (19-22 года) юношеского возраста. Файл «Матрица наблюдений» содержит (первичные) ответы респондентов по использованным в исследовании опросникам, а также количественные результаты по шкалам опросников. Всего 583 человека среди них старшеклассников и студентов 1-2 курсов колледжа (16-18 лет; М = 16,7 лет, SD = 0,70), студентов университета (19-22 лет; М = 21,5 SD = 0,85). В обработку были включены только валидные протоколы респондентов.
- ItemИзучение комического у младших школьников в ситуации нарушения культурной нормы(МГППУ, 2025-04-12) Артемьева Татьяна ВасильевнаПредставлены результаты эмпирического изучения комического у младших школьников с помощью диагностического инструментария «Иногда так случается». Размещены ответы младших школьников в возрасте 7-10 лет по следующим показателям: выделение правил (норм) в ситуациях взаимодействия; составление комичных вариантов развертывания событий; комичные адаптивные и дезадаптивные варианты развертывания события.
- ItemБаза эмпирических данных к опроснику «Профессиональные установки подростков» для изучения профессионального самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах.(МГППУ, 2025-04-11) Андреева Алла Дамировна; Лисичкина Алёна Геннадьевна; Бегунова Людмила АнатольевнаПредставлены результаты модификации опросника И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков» (1989 г.). Изменения социальной ситуации развития, обусловленные новыми технологиями и высокой подвижностью всей профессиональной сферы, привели к сужению показателей психологической готовности учащихся к выбору своего жизненного пути: формированию общего оптимистического, позитивного настроя на будущее, либо выраженной неуверенности и нерешительности в правильности этого выбора. Вместе с тем обнаружено, что ведущие возрастные закономерности психологического развития юношества оказались устойчивыми к глобальным переменам цифрового мира, сохранили свою мотивационную функцию, связанную с переходом на следующий, взрослый, этап жизни. Выборку исследования составили обучающиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений и студенты средних профессиональных учебных заведений городов Москвы и Челябинска. Данные собраны в 2022-2023 годах.
- ItemПереживания в деятельности и психологические ресурсы студентов(МГППУ, 2025-04-11) Трофимова Юлия Владимировна; Ефанова Марина ИвановнаПредставлена база данных эмпирического исследования переживаний в деятельности студентов и их психологических ресурсов. Исследование проводилось на студенческой выборке. В исследовании принимали участие студенты вузов города Барнаула.
- ItemИсследование нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра(МГППУ, 2025-04-10) Андреева Светлана Витальевна; Чумаченко Дмитрий ВалерьевичПредставлены результаты обследования структуры нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью авторской шкалы нарушений функционального языка. Авторская шкала прилагается.
- ItemАнамнестический опросник для родителей(МГППУ, 2025-03-26) Русаковская Ольга АлексеевнаВ общей медицине вообще, и в психиатрии в частности, анамнестические сведения в отношении ребенка, полученные со слов его родителя, традиционно рассматриваются как объективный анамнез ребенка. В психотерапии, психологическом и семейном консультировании детей и подростков, психологический анамнез также является одним из первых и важнейших методов работы , позволяя специалисту, во-первых, получить необходимые сведения об истории развития ребенка и об особенностях родительского отношения; во-вторых, выделить основные мишени оказания консультативной или психотерапевтической помощи. При судебно-психиатрической (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизе по спорам о воспитании, в том числе по искам об ограничении родительских прав, особенности психического здоровья и развития ребенка имеют экспертное значение. Помимо этого, одной из задач экспертного исследования является проведение комплексной оценки характера отношения родителя к ребенку, стиля воспитания и воспитательной позиции, чувствительности к возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка и его психологическим потребностям, способности к учету интересов ребенка . В качестве формализованной формы сбора анамнестических сведений о ребенке и исследования особенностей родительского отношения, в рамках психиатрического и клинико-психологического исследования при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе по спорам, связанным с воспитанием детей, разработан анамнестический опросник для родителей. Применение опросника позволяет структурировать беседу с родителем. Помимо этого, в экспертной практике опросник может применяться для оптимизации процедуры экспертного исследования. С этой целью опросник может быть предложен родителям для самостоятельного заполнения, как один из этапов судебно-психиатрического интервью. В базе данных представлены результаты первого этапа клинической апробации опросника, который был проведен в ходе выполнения проекта "Материнство и отцовство родителей, страдающих психическими расстройствами, и их комплексное медико-психолого-социальное сопровождение" (грант № 18-013-00921. Российский фонд фундаментальных исследований. 2018). Материалы исследования: 30 родителей, страдающих психическими расстройствами и находящихся на диспансерном наблюдении: 21 мать, 9 отцов.
- ItemДанные исследования "Психологические особенности взаимодействия учащихся 7-8-х классов с гипертекстом: теоретико-экспериментальное исследование с использованием айтрекера"(МГППУ, 2025-03-17) Борисенко Наталья Анатольевна; Ганичева Анна Алексеевна; Миронова Ксения Вадимовна; Шишкова Светлана ВикторовнаДанные, характеризующие особенности первичного восприятия учебного гипертекста учащимися 7-8 классов, их ориентировки в тексте и распределения внимания в процессе работы с основным текстом и гиперссылками
- ItemСводный протокол представлений детей о счастье и его компонентах(МГППУ, 2025-03-05) Гилемханова Эльвира НурахматовнаПредставлен сводный протокол, составленный на основе ответов детей на вопросы о счастье. Сводный протокол по всем респондентам характеризует систему категорий так, что каждый столбец таблицы соотносится с тематической классификацией: семья, представление о себе, эмоции, др. Наряду с тематической классификацией представлен материал, характеризующий половозрастные особенности, семейную структуру, а также оценку «уровня» счастья детей исходя из результатов глубинного интервью и данных наблюдения за ребенком во время его проведения.
- ItemОпросник_Индекс социокультурной безопасности школьника(МГППУ, 2025-03-05) Гилемханова Эльвира НурахматовнаПредставлены данные методики для оценки индивидуализированных рисков социокультурной безопасности образовательной среды подростков. Социокультурная безопасность школьника описывает степень и характер соблюдения ценностей, смыслов и целостности подсистемы «личность» в рамках образовательной среды как пространства для организации взаимодействия в открытой динамической системе «личность—социокультурное пространство».
- ItemДанные к статье «Психометрическая оценка интеллекта и его детерминант в период взрослости (на примере белорусской популяции)»(МГППУ, 2025-02-14) Гребень Наталия Федоровна; Голубева Татьяна СергеевнаПредставлены результаты диагностики интеллекта 663 респондентов, представителей белорусской популяции, в возрасте от 16 до 84 лет (средний возраст =30,9 ± 14,89). Из них 360 женщин (54,3%) и 303 мужчины (45,7%). Диагностика интеллектуального развития осуществлялась с помощью теста Векслера (взрослый вариант).
- ItemДанные к статье "Психологические основания обучения младших школьников простейшему экспериментированию"(МГППУ, 2025-02-01) Чудинова Елена Васильевна; Шишкина Ирина АлександровнаДанные обследования учеников экспериментального второго и контрольных вторых и четвертого классов (диагностика умения планировать простейший эксперимент в соответствии с гипотезой)
- ItemДиагностика результатов образовательного проектирования подростков в учебно-игровой среде: оценка уровня учебно-познавательной мотивации школьников 10 класса(МГППУ, 2025-02-01) Глазунова Ольга Игоревна; Глебова Мария Максимовна; Иордан Жанетта ВасильевнаДиагностика учебно-образовательной мотивации проводилась у школьников 10 класса по разработанной методике в рамках реализации проекта "Освоение подростками способов образовательного проектирования в учебно-игровых средах". Диагностические замеры осуществлялись после проведения цикла трехдневных учебно - игровых модулей "Жизнь на Луне", разработанных в рамках проекта. Под учебно-познавательной мотивацией мы понимаем побудительную силу к изучению какой-либо области знаний, в данном случае - к биологии. Для оценки образовательных результатов развития учащихся нами была взята схема экспериментальной и контрольной групп. Диагностический замер в экспериментальной группе подростков, участвовавших в игровой проектной сессии, проводился в пределах недели после её окончания. Параллельно проводился диагностический замер в контрольной группе подростков.