15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология.
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
- ItemАнамнестический опросник для родителей(МГППУ, 2025-03-26) Русаковская Ольга АлексеевнаВ общей медицине вообще, и в психиатрии в частности, анамнестические сведения в отношении ребенка, полученные со слов его родителя, традиционно рассматриваются как объективный анамнез ребенка. В психотерапии, психологическом и семейном консультировании детей и подростков, психологический анамнез также является одним из первых и важнейших методов работы , позволяя специалисту, во-первых, получить необходимые сведения об истории развития ребенка и об особенностях родительского отношения; во-вторых, выделить основные мишени оказания консультативной или психотерапевтической помощи. При судебно-психиатрической (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизе по спорам о воспитании, в том числе по искам об ограничении родительских прав, особенности психического здоровья и развития ребенка имеют экспертное значение. Помимо этого, одной из задач экспертного исследования является проведение комплексной оценки характера отношения родителя к ребенку, стиля воспитания и воспитательной позиции, чувствительности к возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка и его психологическим потребностям, способности к учету интересов ребенка . В качестве формализованной формы сбора анамнестических сведений о ребенке и исследования особенностей родительского отношения, в рамках психиатрического и клинико-психологического исследования при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе по спорам, связанным с воспитанием детей, разработан анамнестический опросник для родителей. Применение опросника позволяет структурировать беседу с родителем. Помимо этого, в экспертной практике опросник может применяться для оптимизации процедуры экспертного исследования. С этой целью опросник может быть предложен родителям для самостоятельного заполнения, как один из этапов судебно-психиатрического интервью. В базе данных представлены результаты первого этапа клинической апробации опросника, который был проведен в ходе выполнения проекта "Материнство и отцовство родителей, страдающих психическими расстройствами, и их комплексное медико-психолого-социальное сопровождение" (грант № 18-013-00921. Российский фонд фундаментальных исследований. 2018). Материалы исследования: 30 родителей, страдающих психическими расстройствами и находящихся на диспансерном наблюдении: 21 мать, 9 отцов.
- ItemДанные исследования "Психологические особенности взаимодействия учащихся 7-8-х классов с гипертекстом: теоретико-экспериментальное исследование с использованием айтрекера"(МГППУ, 2025-03-17) Борисенко Наталья Анатольевна; Ганичева Анна Алексеевна; Миронова Ксения Вадимовна; Шишкова Светлана ВикторовнаДанные, характеризующие особенности первичного восприятия учебного гипертекста учащимися 7-8 классов, их ориентировки в тексте и распределения внимания в процессе работы с основным текстом и гиперссылками
- ItemСводный протокол представлений детей о счастье и его компонентах(МГППУ, 2025-03-05) Гилемханова Эльвира НурахматовнаПредставлен сводный протокол, составленный на основе ответов детей на вопросы о счастье. Сводный протокол по всем респондентам характеризует систему категорий так, что каждый столбец таблицы соотносится с тематической классификацией: семья, представление о себе, эмоции, др. Наряду с тематической классификацией представлен материал, характеризующий половозрастные особенности, семейную структуру, а также оценку «уровня» счастья детей исходя из результатов глубинного интервью и данных наблюдения за ребенком во время его проведения.
- ItemОпросник_Индекс социокультурной безопасности школьника(МГППУ, 2025-03-05) Гилемханова Эльвира НурахматовнаПредставлены данные методики для оценки индивидуализированных рисков социокультурной безопасности образовательной среды подростков. Социокультурная безопасность школьника описывает степень и характер соблюдения ценностей, смыслов и целостности подсистемы «личность» в рамках образовательной среды как пространства для организации взаимодействия в открытой динамической системе «личность—социокультурное пространство».
- ItemДанные к статье «Психометрическая оценка интеллекта и его детерминант в период взрослости (на примере белорусской популяции)»(МГППУ, 2025-02-14) Гребень Наталия Федоровна; Голубева Татьяна СергеевнаПредставлены результаты диагностики интеллекта 663 респондентов, представителей белорусской популяции, в возрасте от 16 до 84 лет (средний возраст =30,9 ± 14,89). Из них 360 женщин (54,3%) и 303 мужчины (45,7%). Диагностика интеллектуального развития осуществлялась с помощью теста Векслера (взрослый вариант).
- ItemДанные к статье "Психологические основания обучения младших школьников простейшему экспериментированию"(МГППУ, 2025-02-01) Чудинова Елена Васильевна; Шишкина Ирина АлександровнаДанные обследования учеников экспериментального второго и контрольных вторых и четвертого классов (диагностика умения планировать простейший эксперимент в соответствии с гипотезой)
- ItemДиагностика результатов образовательного проектирования подростков в учебно-игровой среде: оценка уровня учебно-познавательной мотивации школьников 10 класса(МГППУ, 2025-02-01) Глазунова Ольга Игоревна; Глебова Мария Максимовна; Иордан Жанетта ВасильевнаДиагностика учебно-образовательной мотивации проводилась у школьников 10 класса по разработанной методике в рамках реализации проекта "Освоение подростками способов образовательного проектирования в учебно-игровых средах". Диагностические замеры осуществлялись после проведения цикла трехдневных учебно - игровых модулей "Жизнь на Луне", разработанных в рамках проекта. Под учебно-познавательной мотивацией мы понимаем побудительную силу к изучению какой-либо области знаний, в данном случае - к биологии. Для оценки образовательных результатов развития учащихся нами была взята схема экспериментальной и контрольной групп. Диагностический замер в экспериментальной группе подростков, участвовавших в игровой проектной сессии, проводился в пределах недели после её окончания. Параллельно проводился диагностический замер в контрольной группе подростков.
- ItemМатериалы айтрекинг исследования специфики глазадвигательной активности дошкольников с нарушением слуха в процессе решения мыслительных задач(МГППУ, 2025-02-01) Смирнова Яна КонстантиновнаПредставлены результаты измерений глазодвигательной активности и специфика обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в процессе выполнения проб на исключение предметов. База содержит сравнительное исследование айтрекингом выборки дошкольников 5-6 лет (N=30) типично развивающихся детей (N=20; M = 5.3; SD = 0.4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=15; M = 5.1; SD = 0.3). В качестве стимульного материала использованы иллюстрации Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить, а четвертый предмет по отношению к ним является лишним. Использовался пробы и стимульный материал из «Диагностического альбома для оценки развития познавательной деятельности ребенка» Семаго Н.Я., Семаго М.М. Материал пробы предназначен для детей 4,5 - 6,5 лет, не владеющими навыками чтения. Это позволяет оценить возможность установления логических связей и отношений между понятиями (предметами) невербальным способом. В ходе исследования детям предъявлялось 4 пробы на исключения предметов. Во время проведения пробы айтрекером фиксировалось движение глаз детей. Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3, точность регистрации:0.5 – 1°; частота дискретизации: 60 Гц; калибровка: 5- или 9-точечная; область свободного перемещения головы: 25 см (по горизонтали) 11см (по вертикали). Настройка отслеживания - настольное крепление. Калибровка была принята, если средняя погрешность составляла <0,30° угла обзора. Данные обрабатывались с помощью программного обеспечения «Нейробюро» (Neurobureau eye tracking analysis software, Neuroiconica assistive). Изображения предъявлялись на экране ноутбука 39,6 см (15,6), Full HD (1920 x 1080), 16:9 ComfyView. Расстояние просмотра от глаз до монитора – 60 см. Размер изображений 600*480. В базе содержится информация о глазодвигательной активности детей с нарушением слуха и типично развивающихся детей, свидетельствующих об особенностях зрительной обработки информации в ходе решения мыслительных задач, а именно: количество фиксаций до первой фиксации на области интереса, время до первой фиксации на области интереса, общее время просмотра области интереса, продолжительность первой фиксации на области интереса, число возвратов в область интереса, средняя продолжительность фиксаций на области интереса, соотношение испытуемых, общее количество фиксаций на области интереса, средняя амплитуда саккад на области интереса, общее количество саккад на области интереса, общая длина пути сканирования области интереса, соотношение площади области интереса к площади стимула. Данные представлены для 4 проб на исключение предметов.
- ItemСтратегии поведения в конфликтных ситуациях (подростки)(МГППУ, 2025-02-01) Казанович Евгений Юльянович; Немцова Галина Дмитриевна; Ботяновская Ирина ВикторовнаПредставлены данные 299 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст = 15 ± 1 лет; 60% женского пола) по методике «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса-Р.Килманна в адаптации Н.В. Гришиной.
- ItemИспользование FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей с РАС. Данные пилотного исследования(МГППУ, 2025-01-29) Мамохина Ульяна Андреевна; Фадеев Кирилл Андреевич; Гояева Дзерасса Эльдаревна; Илюнцева Анна Александровна; Овсянникова Татьяна Михайловна; Обухова Татьяна Сергеевна; Салимова Ксения Рамизовна; Рытикова Анна Менашевна; Давыдов Денис ВитальевичПредставлены данные пилотного исследования использования FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей младшего школьного возраста с РАС. FM-системы позволяют улучшить соотношение сигнал/шум, что облегчает слухоречевое восприятие у детей, имеющих нарушения центральной слуховой обработки. База содержит результаты детей с РАС в возрасте от 7,6 до 12,7 лет (Средний возраст — 8,8 лет) в тесте "Слова в шуме", экспериментальной задаче "Повторение предложений" в условиях фонового шума с и без использования FM-системы, а также данные о слухоречевом восприятии детей, полученные от родителей и учителей.
- ItemDirectional motion sensitivity in people with Visual Snow Syndrome is modulated by the presence of trailing-type palinopsia(MSUPE, 2025-01-24) Orekhova Elena V.; Naumova Sofya M.; Obukhova Tatiana S.; Plieva Anna M.; Prokofiev Andrey O.; Petrokovskaia Anastasia V.; Stroganova Tatiana A.Using a spatial suppression paradigm, we assessed motion duration discrimination thresholds for small (1°), medium (2.5°), and large (12°) high-contrast gratings in 23 VSS and 27 control participants. Spatial Suppression Index (SSI) quantified size-dependent increases in duration thresholds. Visual Discomfort Questionnaire scores and VSS symptom ratings including TTP, afterimages, photophobia, etc. were also collected. VSS patients reported higher visual discomfort and perceptual disturbances. However, no group differences were found in duration thresholds or SSI. Notably, higher TTP scores were associated with lower duration thresholds, indicating a facilitatory effect of TTP on motion sensitivity.
- ItemОкулографический метод и взаимодействие подростков и юношей в процессе совместного решения задачи (на материале многопользовательской онлайн-игры «Помехи в эфире»)(МГППУ, 2025-01-24) Токарчук Юлия Александровна; Конокотин Андрей Владимирович; Поворова Ксения Геннадьевна; Токарчук Андрей МихайловичЭмпирическое исследование проведено в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах» на материале разработанной многопользовательской логической онлайн-игры «Помехи в эфире»(game.childresearch.ru). Исследование проводилось с применением модуля видеоокулографии NTrend-ET500. Выборку исследования составили 30 подростков и юношей от 13 до 20 лет (M=17,11, SD=2,00, 67% девушки) из г. Москвы. Социальный статус не учитывался дополнительно. Пары формировались по возрастному признаку. Согласно полученным данным, обнаружены статистически значимые различия по параметрам частоты фиксаций совместного внимания в минуту и медианной длительности фиксаций совместного внимания на индивидуальном и совместном этапах взаимодействия (при уровне значимости p≤0,01).
- ItemTime-dependent modulation of visual gamma oscillations points to increased neural plasticity in Visual Snow Syndrome(MSUPE, 2025-01-24) Orekhova Elena V.; Naumova Sofya M.; Obukhova Tatiana S.; Plieva Anna M.; Prokofiev Andrey O.; Petrokovskaia Anastasia V.; Stroganova Tatiana A.To explore potential alterations in E/I balance and neuroplasticity in VSS, we recorded visual gamma oscillations with magnetoencephalography in 26 patients with VSS and 27 controls participants. Excitatory drive was regulated by presenting participants with high-contrast circular gratings, static or drifting at one of four rates (0.6˚/s, 1.2˚/s, 3.6˚/s, or 6.0˚/s).
- ItemЭмпирическое апробирование комплекса методик психологической диагностики личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы(МГППУ, 2025-01-21) Исаев Евгений Иванович; Сафронова Мария Александровна; Расторгуева Маргарита Дмитриевна; Емельянова Елизавета АндреевнаПредставлены данные 1913 учащихся третьих (N = 923) и четвертых (N = 990) классов из разных регионов Российской Федерации (49,7% женского пола) по методикам: 1) диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн; 2) опросник "Субъектная позиция"; 3) методика определения уровня учебной мотивации в младшем школьном возрасте (УМУ); 4) опросник академической саморегуляции SRQ-A; 5) «Ряд колец»; 6) экспресс-методика «Стиль саморегуляции поведения детей»; 7) задачи А.З. Зака (Задачи Зака: «Различение» модификация 1, «Различение» модификация 2, «Сюжеты») 8) «Коммуникативная компетентность»
- ItemБаза данных исследования "Типология представлений о взрослении в юношестве"(МГППУ, 2025-01-21) Шилова Наталья ПетровнаПредставлена база данных результатов исследования, связанного с трансформацией восприятия процесса взросления, проведенного в марте-мае 2024 года. В исследовании приняли участие подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет (M = 18). Первым методом была авторская методика «Взросление» (Н.П. Шилова), где в качестве стимульного материала в методике использовались фрагменты фильмов "Розыгрыш" В. Меньшова и "Страна Саша" Ю. Трофимовой. Вторым методом исследования был метод экспертных оценок (оценка каждого респондента тремя педагогами-экспертами).
- ItemМетодика диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой)(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе представлены социально-демографические характеристики детей 6-7 лет (n = 1701), а также оценки психологов выполнения этими детьми заданий по методике «Методика диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет» (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой). В базе содержатся результаты по методике "Цветные прогрессивные матрицы Равена", которая использовалась для валидизации модифицированного варианта методики диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет.
- ItemМетодика диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой)(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе представлены социально-демографические характеристики детей 6-7 лет (n = 1765), а также оценки психологов выполнения этими детьми заданий по методике «Методика диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет» (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой). В базе содержатся результаты по методике "Цветные прогрессивные матрицы Равена", которая использовалась для валидизации модифицированного варианта методики диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет.
- ItemМодифицированный вариант методики "Подростки о родителях" (ПоР). Ж.Г. Кулькова, В.В. Федоров(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ датасете содержатся данные собранные на выборке подростков (n=1843) из нескольких регионов РФ для психометрической проверки модифицированного варианта методики "Подростки о родителях" (ПоР). Авторы модификации Ж.Г. Кулькова и В.В. Федоров. Кроме этого содержатся данные по методике Т. Лири "Диагностика межличностных отношений", которая использовалась для валидизации методики "Подростки о родителях".
- ItemСкрининговая методика для оценки состояния детей, переживших последствия боевых действий(МГППУ, 2024-12-24) Ульянина Ольга Александровна; Ермолаева Анна Валериевна; Александровна Лада Анатольевна; Чумаченко Дмитрий Валерьевич; Оконовенко Дмитрий ВалерьевичСкрининговая методика оценки состояния детей, переживших последствия боевых действий, позволяет получить комплексную оценку их психологического состояния с помощью данных, полученных от самих детей, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, что способствует формированию целостной картины и создает надежный фундамент для оказания детям психологической помощи. Практическое применение методики позволяет получать данные о факторах риска и психологических ресурсах детей для совладания со стрессом в психофизиологической, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной сферах жизнедеятельности.
- ItemИсследование принятия решения с помощью двуальтернативной вероятностной задачи(МГППУ, 2024-12-17) Козунова Галина Леонидовна; Пульцина Кристина Игоревна; Чернышев Борис Владимирович; Строганова Татьяна АлександровнаВ репозитории представлены результаты нескольких исследований: - принятие решения у нейротипичных взрослых и лиц с расстройствами аутистического спектра. В задаче использована вероятностная схема 70% на 20%. Данные включают поведенческие результаты, а также динамику изменения диаметра зрачка - принятия решения у нейротипичных подростков и взрослых с помощью двуальтернативной вероятностной задачи. В задаче использована вероятностная схема 80% на 20%
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »