15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология.

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 20 of 48
  • Item
    Данные к статье «Психометрическая оценка интеллекта и его детерминант в период взрослости (на примере белорусской популяции)»
    (МГППУ, 2025-02-14) Гребень Наталия Федоровна; Голубева Татьяна Сергеевна
    Представлены результаты диагностики интеллекта 663 респондентов, представителей белорусской популяции, в возрасте от 16 до 84 лет (средний возраст =30,9 ± 14,89). Из них 360 женщин (54,3%) и 303 мужчины (45,7%). Диагностика интеллектуального развития осуществлялась с помощью теста Векслера (взрослый вариант).
  • Item
    Данные к статье "Психологические основания обучения младших школьников простейшему экспериментированию"
    (МГППУ, 2025-02-01) Чудинова Елена Васильевна; Шишкина Ирина Александровна
    Данные обследования учеников экспериментального второго и контрольных вторых и четвертого классов (диагностика умения планировать простейший эксперимент в соответствии с гипотезой)
  • Item
    Диагностика результатов образовательного проектирования подростков в учебно-игровой среде: оценка уровня учебно-познавательной мотивации школьников 10 класса
    (МГППУ, 2025-02-01) Глазунова Ольга Игоревна; Глебова Мария Максимовна; Иордан Жанетта Васильевна
    Диагностика учебно-образовательной мотивации проводилась у школьников 10 класса по разработанной методике в рамках реализации проекта "Освоение подростками способов образовательного проектирования в учебно-игровых средах". Диагностические замеры осуществлялись после проведения цикла трехдневных учебно - игровых модулей "Жизнь на Луне", разработанных в рамках проекта. Под учебно-познавательной мотивацией мы понимаем побудительную силу к изучению какой-либо области знаний, в данном случае - к биологии. Для оценки образовательных результатов развития учащихся нами была взята схема экспериментальной и контрольной групп. Диагностический замер в экспериментальной группе подростков, участвовавших в игровой проектной сессии, проводился в пределах недели после её окончания. Параллельно проводился диагностический замер в контрольной группе подростков.
  • Item
    Материалы айтрекинг исследования специфики глазадвигательной активности дошкольников с нарушением слуха в процессе решения мыслительных задач
    (МГППУ, 2025-02-01) Смирнова Яна Константиновна
    Представлены результаты измерений глазодвигательной активности и специфика обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в процессе выполнения проб на исключение предметов. База содержит сравнительное исследование айтрекингом выборки дошкольников 5-6 лет (N=30) типично развивающихся детей (N=20; M = 5.3; SD = 0.4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=15; M = 5.1; SD = 0.3). В качестве стимульного материала использованы иллюстрации Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить, а четвертый предмет по отношению к ним является лишним. Использовался пробы и стимульный материал из «Диагностического альбома для оценки развития познавательной деятельности ребенка» Семаго Н.Я., Семаго М.М. Материал пробы предназначен для детей 4,5 - 6,5 лет, не владеющими навыками чтения. Это позволяет оценить возможность установления логических связей и отношений между понятиями (предметами) невербальным способом. В ходе исследования детям предъявлялось 4 пробы на исключения предметов. Во время проведения пробы айтрекером фиксировалось движение глаз детей. Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3, точность регистрации:0.5 – 1°; частота дискретизации: 60 Гц; калибровка: 5- или 9-точечная; область свободного перемещения головы: 25 см (по горизонтали) 11см (по вертикали). Настройка отслеживания - настольное крепление. Калибровка была принята, если средняя погрешность составляла <0,30° угла обзора. Данные обрабатывались с помощью программного обеспечения «Нейробюро» (Neurobureau eye tracking analysis software, Neuroiconica assistive). Изображения предъявлялись на экране ноутбука 39,6 см (15,6), Full HD (1920 x 1080), 16:9 ComfyView. Расстояние просмотра от глаз до монитора – 60 см. Размер изображений 600*480. В базе содержится информация о глазодвигательной активности детей с нарушением слуха и типично развивающихся детей, свидетельствующих об особенностях зрительной обработки информации в ходе решения мыслительных задач, а именно: количество фиксаций до первой фиксации на области интереса, время до первой фиксации на области интереса, общее время просмотра области интереса, продолжительность первой фиксации на области интереса, число возвратов в область интереса, средняя продолжительность фиксаций на области интереса, соотношение испытуемых, общее количество фиксаций на области интереса, средняя амплитуда саккад на области интереса, общее количество саккад на области интереса, общая длина пути сканирования области интереса, соотношение площади области интереса к площади стимула. Данные представлены для 4 проб на исключение предметов.
  • Item
    Стратегии поведения в конфликтных ситуациях (подростки)
    (МГППУ, 2025-02-01) Казанович Евгений Юльянович; Немцова Галина Дмитриевна; Ботяновская Ирина Викторовна
    Представлены данные 299 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст = 15 ± 1 лет; 60% женского пола) по методике «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса-Р.Килманна в адаптации Н.В. Гришиной.
  • Item
    Использование FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей с РАС. Данные пилотного исследования
    (МГППУ, 2025-01-29) Мамохина Ульяна Андреевна; Фадеев Кирилл Андреевич; Гояева Дзерасса Эльдаревна; Илюнцева Анна Александровна; Овсянникова Татьяна Михайловна; Обухова Татьяна Сергеевна; Салимова Ксения Рамизовна; Рытикова Анна Менашевна; Давыдов Денис Витальевич
    Представлены данные пилотного исследования использования FM-систем для улучшения слухоречевого восприятия у детей младшего школьного возраста с РАС. FM-системы позволяют улучшить соотношение сигнал/шум, что облегчает слухоречевое восприятие у детей, имеющих нарушения центральной слуховой обработки. База содержит результаты детей с РАС в возрасте от 7,6 до 12,7 лет (Средний возраст — 8,8 лет) в тесте "Слова в шуме", экспериментальной задаче "Повторение предложений" в условиях фонового шума с и без использования FM-системы, а также данные о слухоречевом восприятии детей, полученные от родителей и учителей.
  • Item
    Directional motion sensitivity in people with Visual Snow Syndrome is modulated by the presence of trailing-type palinopsia
    (MSUPE, 2025-01-24) Orekhova Elena V.; Naumova Sofya M.; Obukhova Tatiana S.; Plieva Anna M.; Prokofiev Andrey O.; Petrokovskaia Anastasia V.; Stroganova Tatiana A.
    Using a spatial suppression paradigm, we assessed motion duration discrimination thresholds for small (1°), medium (2.5°), and large (12°) high-contrast gratings in 23 VSS and 27 control participants. Spatial Suppression Index (SSI) quantified size-dependent increases in duration thresholds. Visual Discomfort Questionnaire scores and VSS symptom ratings including TTP, afterimages, photophobia, etc. were also collected. VSS patients reported higher visual discomfort and perceptual disturbances. However, no group differences were found in duration thresholds or SSI. Notably, higher TTP scores were associated with lower duration thresholds, indicating a facilitatory effect of TTP on motion sensitivity.
  • Item
    Окулографический метод и взаимодействие подростков и юношей в процессе совместного решения задачи (на материале многопользовательской онлайн-игры «Помехи в эфире»)
    (МГППУ, 2025-01-24) Токарчук Юлия Александровна; Конокотин Андрей Владимирович; Поворова Ксения Геннадьевна; Токарчук Андрей Михайлович
    Эмпирическое исследование проведено в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах» на материале разработанной многопользовательской логической онлайн-игры «Помехи в эфире»(game.childresearch.ru). Исследование проводилось с применением модуля видеоокулографии NTrend-ET500. Выборку исследования составили 30 подростков и юношей от 13 до 20 лет (M=17,11, SD=2,00, 67% девушки) из г. Москвы. Социальный статус не учитывался дополнительно. Пары формировались по возрастному признаку. Согласно полученным данным, обнаружены статистически значимые различия по параметрам частоты фиксаций совместного внимания в минуту и медианной длительности фиксаций совместного внимания на индивидуальном и совместном этапах взаимодействия (при уровне значимости p≤0,01).
  • Item
    Time-dependent modulation of visual gamma oscillations points to increased neural plasticity in Visual Snow Syndrome
    (MSUPE, 2025-01-24) Orekhova Elena V.; Naumova Sofya M.; Obukhova Tatiana S.; Plieva Anna M.; Prokofiev Andrey O.; Petrokovskaia Anastasia V.; Stroganova Tatiana A.
    To explore potential alterations in E/I balance and neuroplasticity in VSS, we recorded visual gamma oscillations with magnetoencephalography in 26 patients with VSS and 27 controls participants. Excitatory drive was regulated by presenting participants with high-contrast circular gratings, static or drifting at one of four rates (0.6˚/s, 1.2˚/s, 3.6˚/s, or 6.0˚/s).
  • Item
    Эмпирическое апробирование комплекса методик психологической диагностики личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы
    (МГППУ, 2025-01-21) Исаев Евгений Иванович; Сафронова Мария Александровна; Расторгуева Маргарита Дмитриевна; Емельянова Елизавета Андреевна
    Представлены данные 1913 учащихся третьих (N = 923) и четвертых (N = 990) классов из разных регионов Российской Федерации (49,7% женского пола) по методикам: 1) диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн; 2) опросник "Субъектная позиция"; 3) методика определения уровня учебной мотивации в младшем школьном возрасте (УМУ); 4) опросник академической саморегуляции SRQ-A; 5) «Ряд колец»; 6) экспресс-методика «Стиль саморегуляции поведения детей»; 7) задачи А.З. Зака (Задачи Зака: «Различение» модификация 1, «Различение» модификация 2, «Сюжеты») 8) «Коммуникативная компетентность»
  • Item
    База данных исследования "Типология представлений о взрослении в юношестве"
    (МГППУ, 2025-01-21) Шилова Наталья Петровна
    Представлена база данных результатов исследования, связанного с трансформацией восприятия процесса взросления, проведенного в марте-мае 2024 года. В исследовании приняли участие подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет (M = 18). Первым методом была авторская методика «Взросление» (Н.П. Шилова), где в качестве стимульного материала в методике использовались фрагменты фильмов "Розыгрыш" В. Меньшова и "Страна Саша" Ю. Трофимовой. Вторым методом исследования был метод экспертных оценок (оценка каждого респондента тремя педагогами-экспертами).
  • Item
    Методика диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой)
    (МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий Владимирович
    В базе представлены социально-демографические характеристики детей 6-7 лет (n = 1701), а также оценки психологов выполнения этими детьми заданий по методике «Методика диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет» (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой). В базе содержатся результаты по методике "Цветные прогрессивные матрицы Равена", которая использовалась для валидизации модифицированного варианта методики диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет.
  • Item
    Методика диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой)
    (МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий Владимирович
    В базе представлены социально-демографические характеристики детей 6-7 лет (n = 1765), а также оценки психологов выполнения этими детьми заданий по методике «Методика диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет» (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой). В базе содержатся результаты по методике "Цветные прогрессивные матрицы Равена", которая использовалась для валидизации модифицированного варианта методики диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет.
  • Item
    Модифицированный вариант методики "Подростки о родителях" (ПоР). Ж.Г. Кулькова, В.В. Федоров
    (МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий Владимирович
    В датасете содержатся данные собранные на выборке подростков (n=1843) из нескольких регионов РФ для психометрической проверки модифицированного варианта методики "Подростки о родителях" (ПоР). Авторы модификации Ж.Г. Кулькова и В.В. Федоров. Кроме этого содержатся данные по методике Т. Лири "Диагностика межличностных отношений", которая использовалась для валидизации методики "Подростки о родителях".
  • Item
    Скрининговая методика для оценки состояния детей, переживших последствия боевых действий
    (МГППУ, 2024-12-24) Ульянина Ольга Александровна; Ермолаева Анна Валериевна; Александровна Лада Анатольевна; Чумаченко Дмитрий Валерьевич; Оконовенко Дмитрий Валерьевич
    Скрининговая методика оценки состояния детей, переживших последствия боевых действий, позволяет получить комплексную оценку их психологического состояния с помощью данных, полученных от самих детей, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, что способствует формированию целостной картины и создает надежный фундамент для оказания детям психологической помощи. Практическое применение методики позволяет получать данные о факторах риска и психологических ресурсах детей для совладания со стрессом в психофизиологической, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной сферах жизнедеятельности.
  • Item
    Исследование принятия решения с помощью двуальтернативной вероятностной задачи
    (МГППУ, 2024-12-17) Козунова Галина Леонидовна; Пульцина Кристина Игоревна; Чернышев Борис Владимирович; Строганова Татьяна Александровна
    В репозитории представлены результаты нескольких исследований: - принятие решения у нейротипичных взрослых и лиц с расстройствами аутистического спектра. В задаче использована вероятностная схема 70% на 20%. Данные включают поведенческие результаты, а также динамику изменения диаметра зрачка - принятия решения у нейротипичных подростков и взрослых с помощью двуальтернативной вероятностной задачи. В задаче использована вероятностная схема 80% на 20%
  • Item
    Материалы айтрекинг исследования специфики глазадвигательной активности в процессе восприятия визуального учебного материала детьми с нарушением слуха
    (МГППУ, 2024-12-16) Смирнова Яна Константиновна
    Представлены результаты измерений глазодвигательной активности и специфика обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в процессе восприятия визуальных наглядностей учебных материалов. База содержит сравнительное исследование айтрекингом выборки дошкольников 5-7 лет (N=35) типично развивающихся детей (N=20; M = 6.1; SD = 0.4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=15; M = 6; SD = 0). В качестве стимульного материала использованы иллюстрации из букваря для слабослышащих детей Н.Ю. Донской, Н.И. Линиковой. Варьировалось слухо-зрительной предъявление наглядности (1 серия эксперимента) и с зрительными лексическими опорами (2 серия эксперимента). Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3, точность регистрации:0.5 – 1°; частота дискретизации: 60 Гц; калибровка: 5- или 9-точечная; область свободного перемещения головы: 25 см (по горизонтали) 11см (по вертикали). Настройка отслеживания - настольное крепление. Калибровка была принята, если средняя погрешность составляла <0,30° угла обзора. Данные обрабатывались с помощью программного обеспечения «Нейробюро» (Neurobureau eye tracking analysis software, Neuroiconica assistive). Изображения предъявлялись на экране ноутбука 39,6 см (15,6), Full HD (1920 x 1080), 16:9 ComfyView. Расстояние просмотра от глаз до монитора – 60 см. Размер изображений 600*480. В базе содержится информация о глазодвигательной активности детей с нарушением слуха и типично развивающихся детей, свидетельствующих об особенностях восприятия наглядностей учебного материала, а именно: количество фиксаций до первой фиксации на области интереса, время до первой фиксации на области интереса, общее время просмотра области интереса, продолжительность первой фиксации на области интереса, число возвратов в область интереса, средняя продолжительность фиксаций на области интереса, соотношение испытуемых, общее количество фиксаций на области интереса, средняя амплитуда саккад на области интереса, общее количество саккад на области интереса, общая длина пути сканирования области интереса, соотношение площади области интереса к площади стимула.
  • Item
    Развитие интеллектуальных способностей детей от 5 до 9 лет (на российской выборке)
    (ФГБОУ ВО МГППУ, 2024-12-10) Щебланова Елена Игоревна; Шумакова Наталья Борисовна; Сорокова Марина Геннадьевна; Кошелева Юлия Павловна
    Представлены результаты измерения интеллектуальных способностей детей в возрасте от 5-6 до 8-9 лет с помощью диагностической методики «Тест интеллектуальных способностей первоклассников» (ТИСП, авторы Н.Б. Шумакова и Е.И. Щебланова), разработанной на основе МЭДИС (Е.И. Щебланова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина). Методика ТИСП включает разнообразные задания на понимание, логическое мышление, математические способности и содержит 5 субтестов, поэтому, помимо общей оценки уровня интеллектуального развития ребенка, она позволяет получить информацию и об индивидуальном профиле интеллектуального развития. Представленные данные могут быть использованы для оценки и выявления особенностей интеллектуального развития современных дошкольников, поступающих в первый класс, а также первоклассников.
  • Item
    Психологические ресурсы матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра, в аспекте проявлений родительского выгорания
    (МГППУ, 2024-12-06) Кузьмина Анна Сергеевна; Стоянова Ирина Яковлевна; Кривошей Кристина Олеговна
    Представлены данные опросников диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В. Е. Каган, И. П. Журавлева), опросник «Родительское выгорание» И. Н. Ефимовой, опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ), «Тест-опросника самоотношения» С. Р. Пантелеева, В. В. Столина на выборке 80 матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра. Средний возраст матерей составил 36,45±4,78 лет. Средний возраст ребенка 6,32±2,26 лет.