15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология.
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
- ItemМетодика диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой)(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе представлены социально-демографические характеристики детей 6-7 лет (n = 1701), а также оценки психологов выполнения этими детьми заданий по методике «Методика диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет» (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой). В базе содержатся результаты по методике "Цветные прогрессивные матрицы Равена", которая использовалась для валидизации модифицированного варианта методики диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет.
- ItemМетодика диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой)(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе представлены социально-демографические характеристики детей 6-7 лет (n = 1765), а также оценки психологов выполнения этими детьми заданий по методике «Методика диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет» (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой). В базе содержатся результаты по методике "Цветные прогрессивные матрицы Равена", которая использовалась для валидизации модифицированного варианта методики диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет.
- ItemМодифицированный вариант методики "Подростки о родителях" (ПоР). Ж.Г. Кулькова, В.В. Федоров(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ датасете содержатся данные собранные на выборке подростков (n=1843) из нескольких регионов РФ для психометрической проверки модифицированного варианта методики "Подростки о родителях" (ПоР). Авторы модификации Ж.Г. Кулькова и В.В. Федоров. Кроме этого содержатся данные по методике Т. Лири "Диагностика межличностных отношений", которая использовалась для валидизации методики "Подростки о родителях".
- ItemСкрининговая методика для оценки состояния детей, переживших последствия боевых действий(МГППУ, 2024-12-24) Ульянина Ольга Александровна; Ермолаева Анна Валериевна; Александровна Лада Анатольевна; Чумаченко Дмитрий Валерьевич; Оконовенко Дмитрий ВалерьевичСкрининговая методика оценки состояния детей, переживших последствия боевых действий, позволяет получить комплексную оценку их психологического состояния с помощью данных, полученных от самих детей, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, что способствует формированию целостной картины и создает надежный фундамент для оказания детям психологической помощи. Практическое применение методики позволяет получать данные о факторах риска и психологических ресурсах детей для совладания со стрессом в психофизиологической, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной сферах жизнедеятельности.
- ItemИсследование принятия решения с помощью двуальтернативной вероятностной задачи(МГППУ, 2024-12-17) Козунова Галина Леонидовна; Пульцина Кристина Игоревна; Чернышев Борис Владимирович; Строганова Татьяна АлександровнаВ репозитории представлены результаты нескольких исследований: - принятие решения у нейротипичных взрослых и лиц с расстройствами аутистического спектра. В задаче использована вероятностная схема 70% на 20%. Данные включают поведенческие результаты, а также динамику изменения диаметра зрачка - принятия решения у нейротипичных подростков и взрослых с помощью двуальтернативной вероятностной задачи. В задаче использована вероятностная схема 80% на 20%
- ItemМатериалы айтрекинг исследования специфики глазадвигательной активности в процессе восприятия визуального учебного материала детьми с нарушением слуха(МГППУ, 2024-12-16) Смирнова Яна КонстантиновнаПредставлены результаты измерений глазодвигательной активности и специфика обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в процессе восприятия визуальных наглядностей учебных материалов. База содержит сравнительное исследование айтрекингом выборки дошкольников 5-7 лет (N=35) типично развивающихся детей (N=20; M = 6.1; SD = 0.4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=15; M = 6; SD = 0). В качестве стимульного материала использованы иллюстрации из букваря для слабослышащих детей Н.Ю. Донской, Н.И. Линиковой. Варьировалось слухо-зрительной предъявление наглядности (1 серия эксперимента) и с зрительными лексическими опорами (2 серия эксперимента). Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3, точность регистрации:0.5 – 1°; частота дискретизации: 60 Гц; калибровка: 5- или 9-точечная; область свободного перемещения головы: 25 см (по горизонтали) 11см (по вертикали). Настройка отслеживания - настольное крепление. Калибровка была принята, если средняя погрешность составляла <0,30° угла обзора. Данные обрабатывались с помощью программного обеспечения «Нейробюро» (Neurobureau eye tracking analysis software, Neuroiconica assistive). Изображения предъявлялись на экране ноутбука 39,6 см (15,6), Full HD (1920 x 1080), 16:9 ComfyView. Расстояние просмотра от глаз до монитора – 60 см. Размер изображений 600*480. В базе содержится информация о глазодвигательной активности детей с нарушением слуха и типично развивающихся детей, свидетельствующих об особенностях восприятия наглядностей учебного материала, а именно: количество фиксаций до первой фиксации на области интереса, время до первой фиксации на области интереса, общее время просмотра области интереса, продолжительность первой фиксации на области интереса, число возвратов в область интереса, средняя продолжительность фиксаций на области интереса, соотношение испытуемых, общее количество фиксаций на области интереса, средняя амплитуда саккад на области интереса, общее количество саккад на области интереса, общая длина пути сканирования области интереса, соотношение площади области интереса к площади стимула.
- ItemРезультаты оценки двигательных навыков (компьютерная стабилометрия, аппаратно-программный комплекс Шуфрид) с показателями исполнительного функционирования (аппаратно-программный комплекс Шуфрид) детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности ребенка» Программы развития ПИМУ «Приоритет 2030»(МГППУ, 2024-12-10) Жиляева Татьяна ВладимировнаОбследование участников проводилось с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (n=81, 58 мальчиков) и стабилометрического комплекса ST-150 (65 детей, 52 мальчика).
- ItemРазвитие интеллектуальных способностей детей от 5 до 9 лет (на российской выборке)(ФГБОУ ВО МГППУ, 2024-12-10) Щебланова Елена Игоревна; Шумакова Наталья Борисовна; Сорокова Марина Геннадьевна; Кошелева Юлия ПавловнаПредставлены результаты измерения интеллектуальных способностей детей в возрасте от 5-6 до 8-9 лет с помощью диагностической методики «Тест интеллектуальных способностей первоклассников» (ТИСП, авторы Н.Б. Шумакова и Е.И. Щебланова), разработанной на основе МЭДИС (Е.И. Щебланова, И.С.Аверина, Е.Н.Задорина). Методика ТИСП включает разнообразные задания на понимание, логическое мышление, математические способности и содержит 5 субтестов, поэтому, помимо общей оценки уровня интеллектуального развития ребенка, она позволяет получить информацию и об индивидуальном профиле интеллектуального развития. Представленные данные могут быть использованы для оценки и выявления особенностей интеллектуального развития современных дошкольников, поступающих в первый класс, а также первоклассников.
- ItemПсихологические ресурсы матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра, в аспекте проявлений родительского выгорания(МГППУ, 2024-12-06) Кузьмина Анна Сергеевна; Стоянова Ирина Яковлевна; Кривошей Кристина ОлеговнаПредставлены данные опросников диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В. Е. Каган, И. П. Журавлева), опросник «Родительское выгорание» И. Н. Ефимовой, опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ), «Тест-опросника самоотношения» С. Р. Пантелеева, В. В. Столина на выборке 80 матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра. Средний возраст матерей составил 36,45±4,78 лет. Средний возраст ребенка 6,32±2,26 лет.
- ItemСамое непохожее(МГППУ, 2024-12-02) Чумаченко Дмитрий Валерьевич; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся ИгоревнаПредставлены результаты измерения логического мышления детей старшего дошкольного возраста (N = 1567; из них 50,5% (N=791) - женского пола, 49,5% (N=776) – мужского. Возраст участников исследования в среднем составил 5,75 лет (медиана = 5,75 лет, минимум 5 лет 0 месяцев, максимум 6 лет 11 месяцев). по методике "Самое непохожее" (Венгер Л.А.), переведенной в цифровой формат. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 807) из основной выборки приводятся измерения уровня развития логического мышления с помощью методики "Систематизация". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог». Данные использовались для стандартизации методики "Самое непохожее".
- ItemКонструирование по образцу (автор Т.В. Лаврентьева)(МГППУ, 2024-11-25) Бурлакова Ирина Анатольевна; Леонова Олеся Игоревна; Прокопьева Любовь МихайловнаПредставлены данные проверки методики «Конструирование по образцу» (автор Т.В. Лаврентьева) на выборке 722 детей (55,5% женского пола) из разных регионов РФ в возрасте от 3 лет (36 месяцев) до 4,5 лет (54 месяца); средний возраст составил 45 ± 3 месяцев (медиана = 45 месяцев).
- ItemГрани школьного обучения(МГППУ, 2024-11-25) Зарецкий Виктор Кириллович; Зарецкий Юрий Викторович; Клименкова Елизавета Николаевна; Холмогорова Алла Борисовна; Кулагина Ирина ЮрьевнаПредставлены данные тестирования 1588 школьников от 7 до 18 лет. Средний возраст составил 12,8 ± 2,9 года; 47,8% мужского пола. Используемые методики: «Субъктная позиция», «Школьная ситуация», Опросник «Уровень выраженности потребности в самопознании» УВПС и «Климат в классе».
- ItemПозиция родителей относительно психического развития ребенка (ПРРР)(МГППУ, 2024-11-22) Клопотова Екатерина Евгеньевна; Пороцкая Евгения Леонидовна; Спиридонов Владимир ФеликсовичПредставлены данные тестирования родителей и воспитателей 817 детей (46,0 % мужского пола) от 2 лет и 6 месяцев до 7 лет и 6 месяцев из разных регионов Российской Федерации по методике «Позиция родителей относительно психического развития ребенка» (ПРРР), авторы Е.Л. Пороцкая и В.Ф. Спиридонов.
- ItemИерархия жизненных ценностей (подростки)(МГППУ, 2024-11-22) Ульянина Ольга Александровна; Борисенко Елена Владимировна; Хайрова Зульфия РафиковнаПредставлены данные подростков в возрасте от 10 до 18 лет (средний возраст = 13,7 ± 1,7 лет) по трем методикам: «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» А.М. Прихожан.
- ItemРыбка(МГППУ, 2024-11-21) Чумаченко Дмитрий Валерьевич; Бурлакова Ирина Анатольевна; Леонова Олеся Игоревна; Прокопьева Любовь МихайловнаПредставлены данные выполнения задания диагностической методики «Рыбка» (автор В.В. Холмовская) детьми 4,5-5,5 лет. С помощью данной методики возможно определить уровень развития наглядно-образного мышления у детей данной возрастной группы и особенности овладения ими действием образного мышления – использованием схем для решения познавательной (конструктивной) задачи. Представленные данные могут быть использованы в исследованиях для выявления особенностей развития образного мышления у современных дошкольников.
- ItemБаза данных Методика "Словарь эмоций"(МГППУ, 2024-10-25) Адаскина Анна Анатольевна; Баклыкова Ольга АлександровнаВ статье описываются результаты апробации диагностической методики «Словарь эмоций». Методика предназначена для определения разнообразия словарного запаса младших школьников в области обозначения эмоций и чувств. Бланки для тестирования содержат фотографии с изображением детей, на которых они взаимодействуют и проявляют разные эмоции и чувства. К каждой фотографии прилагается текст с описанием ситуации. В качестве стимульного материала взяты карточки из игры Ю.Б. Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект». Респондентам нужно назвать и записать в бланк название эмоции, которую испытывает ребёнок, изображённый на фото, в конкретной, представленной ситуации. Диагностика может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате. В качестве показателей методики используется два параметра: количество слов (без повторов), который ребенок использует для описания эмоциональных состояний, и количество правильных ответов (названная эмоция соответствует изображенной ситуации). Апробация была проведена на младших школьниках 6-11 лет с типичным развитием (96 человек). В статье приводятся данные о валидности и надежности методики, а также процентильная шкала тестовых норм. Предложенная методика может быть рекомендована для проведения исследований, оценки эффективности программ развития эмоционального интеллекта, для индивидуальной работы с младшими школьниками
- ItemПараметры когнитивной и мотивационно-эмоциональной сфер у студентов(МГППУ, 2024-10-22) Чуриков Илья Юрьевич; Каган Елена Сергеевна; Морозова Ирина СтаниславовнаИсследование было проведено на базе Сибирского политехнического техникума. В исследовании участвовали 105 студентов в возрасте 17–20 лет (40 девушек, 65 юношей). Предмет исследования — эмоционально-мотивационная и когнитивная сферы личности обучающихся. Сбор данных осуществлялся с применением методов анкетирования.
- ItemВзаимосвязь образа-Я и образа Наставника у студентов в контексте профессионального самоопределения(МГППУ, 2024-10-21) Красило Дарья Александровна; Репещук Ксения ЮрьевнаИсследование направлено на выявление и уточнение связи «образа-Я» и «образа Наставника» у субъекта профессионального самоопределения в период вхождения во взрослость. В ходе эмпирического и статистического анализа данных выделены и описаны типы образа-Я субъекта профессионального самоопределения: «идеализированный» и «реалистично-действенный» на 1-2 курсах; «рефлексивный» и «карьерно-ориентированный» на 3-4 курсах.
- ItemМатериалы эмпирического исследования "Типология представлений о взрослении в юношестве"(МГППУ, 2024-10-21) Шилова Наталья ПетровнаПредставлена база данных результатов исследования, связанного с трансформацией восприятия процесса взросления, проведенного в марте-мае 2024 года. В исследовании приняли участие подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет (M = 18). Использовались авторская методика «Взросление» (Н.П. Шилова).
- ItemШкалы развития Merrill-Palmer-Revised (MPR): результаты диагностики уровня развития детей раннего возраста с риском РАС(МГППУ, 2024-08-09) Ускова Ольга Александровна; Мовчан Анна Алексеевна; Илюнцева Анна АлександровнаПредставлены полные результаты диагностики методом MPR детей раннего возраста с риском РАС (N=8), анализ которых проведен авторами в исследовании "Опыт применения шкал развития MPR в диагностике детей раннего возраста с риском РАС". Результаты по шкалам приведены в стандартных баллах, возраст детей указан в месяцах.