Psychological Research Data & Tools Repository
Moscow State University of Psychology & Education
Scientific and Practical Center for Comprehensive Support of Psychological Research PsyDATA
Communities in DSpace
Select a community to browse its collections.
Recent Submissions
Item
Особенности усвоения иностранного языка у старших подростков в зависимости от уровня развития личностных качеств
(МГППУ, 2025-08-13) Гавриловский Юрий Сергеевич
Контекст и актуальность. Изучение иностранного языка в подростковом возрасте представляет собой сложный процесс, зависящий не только от когнитивных способностей, но и от эмоциональных и личностных характеристик обучающихся. Современные исследования показывают, что развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) может существенно повлиять на мотивацию, тревожность и успешность овладения языком. В условиях образовательного разнообразия (гимназии и городские школы) особенно важно учитывать различия в личностных качествах подростков. Цель исследования. Целью настоящего исследования является всесторонний анализ взаимосвязей между уровнем эмоционального интеллекта и успешностью овладения английским языком у старших подростков, с учетом типа образовательного учреждения. Особое внимание уделяется изучению личностных характеристик, влияющих на овладение, ИЯ, а также разработке и применению диагностического инструментария для их выявления. Гипотеза. Овладение английским языком старшими подростками будет успешным, если:
• выявлены общие и специфические различия между учащимися разных типов школ,
• разработан валидный авторский диагностический инструментарий для оценки личностных качеств,
• определены ключевые личностные характеристики, влияющие на результативность изучения ИЯ.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие 107 старших подростков (60 юношей и 47 девушек) в возрасте 14–18 лет — 54 из гимназий и 53 из городских школ. Все обучающиеся изучают английский язык в рамках школьной программы. Использованы следующие методики: Опросник мотивации к изучению английского языка (AMTB) — для оценки различных форм мотивации, тревожности, отношения к предмету и культурной ориентации.
Краткая версия опросника эмоционального интеллекта (ЭмИн-Кр) Д. В. Люсина — для диагностики внутри- и межличностных компонентов ЭИ. Авторская анкета — для самооценки значимости девяти личностных качеств (внимание, память, стрессоустойчивость, толерантность к ошибкам и др.) в контексте изучения иностранного языка.
Результаты. Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: эффективность овладения английским языком у старших подростков тесно связана с уровнем развития их личностных качеств, прежде всего эмоционального интеллекта, а также с особенностями образовательной среды. Несмотря на отсутствие значимых различий по обобщённому показателю эмоционального интеллекта (ОЭИ), были выявлены значимые различия по ряду его компонент и сопряжённых психологических характеристик. Общие тенденции. Анализ данных показал, что учащиеся обеих групп (гимназии и городские школы) придают высокое значение таким личностным качествам, как способность к концентрации, воображение и чувство языка. Это свидетельствует о наличии универсальных когнитивных и креативных ресурсов, значимых для языкового обучения. Кроме того, стремление к саморегуляции и самостоятельной постановке целей также получило высокие оценки во всех группах, хотя в гимназиях данные показатели проявлены более выраженно, несмотря на отсутствие статистически значимых различий. Особенности проявления личностных качеств. Гимназическая среда способствует формированию зрелых установок в отношении языкового обучения: учащиеся проявляют более осознанное отношение к своим эмоциям, рефлексивность и устойчивую положительную мотивацию. Для учащихся городских школ характерна менее интегрированная эмоциональная регуляция, что требует создания более поддерживающей и безопасной образовательной среды.
Выводы. Полученные результаты демонстрируют, что развитие эмоционального интеллекта и сопряжённых с ним личностных качеств (толерантность к ошибкам, коммуникативная открытость, саморегуляция) является важным условием успешного овладения английским языком в подростковом возрасте. Эти выводы подчеркивают необходимость включения эмоционального компонента в педагогический процесс и разработки целенаправленных стратегий для разных типов образовательной среды
Item
Исследование учебной мотивации подростков (10-14 лет): эмоционально-ценностные и когнитивные аспекты
(МГППУ, 2025-08-12) Зинченко Светлана Николаевна
В материале представлены результаты измерений учебной мотивации, переживаемых эмоциональных состояний и отношения к выполнению учебных задач
Item
База данных результатов обследования детей старшего дошкольного возраста с помощью нейропсихологической оценки, методики Leiter-3 и АПК SHUHFRIED
(МГППУ, 2025-08-11) Жиляева Татьяна Владимировна; Толстоброва Екатерина Михайловна; Насонова Ульяна Алексеевна; Тарадай Юрий Михайлович
Обследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Лондонский Тауэр, Фрейбургская версия, англ. Tower of London – Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS) и нейропсихологического обследования с помощью методики А.Р. Лурии в адаптации для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (Глозман, 2006). Всего обследовано 169 детей, полностью все процедуры оценки прошли 98 участников, 68 мальчиков, 30 девочек, медианный возраст 6,5 [6,0; 7,0] лет.
Item
Результаты квазиэкспериментальных исследований по исследованию эффективности использования Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС
(МГППУ, 2025-08-11) Березуцкая Валентина Петровна
Расстройства аутистического спектра – это нарушения нейроразвития, характеризующееся трудностями в социальном взаимодействии, коммуникации и проявлениями стереотипного поведения. Раннее вмешательство играет ключевую роль в минимизации симптомов и улучшении адаптации детей с РАС. Цель. Систематизация квазиэкспериментальных работ (2020–2025 гг.), посвященных эффективности Денверской модели раннего вмешательства (ESDM и версии для родителей P-ESDM). Гипотеза. Небольшие по интенсивности и срокам проведения коррекционные вмешательства с использованием Денверской модели раннего вмешательства могут быть достаточно эффективными для детей с РАС. Методы и материалы. Было отобрано 11 статей, соответствующих всем необходимым критериям. С помощью системного анализа, были изучены результаты эффективности в каждом исследовании. Результаты показали, что даже краткосрочные вмешательства (при 1–3 часах в неделю, в течение 10 недель для P-ESDM и 1,25 часа в неделю, в течение 12 недель для ESDM) приводят к значительным улучшениям в коммуникации, развитию социальных навыков, адаптивного поведения и др. Родители, участвовавшие в P-ESDM, демонстрировали снижение стресса и высокую удовлетворенность методикой. Исследование подтверждает гипотезу о высокой эффективности ESDM/P-ESDM даже при небольшой интенсивности вмешательства. Подчёркивается необходимость расширения доступа к этим образовательный процесс и достижению ими успешных результатов.
Item
Психофизиологические показатели адаптации к учебной нагрузке у первоклассников с разным функциональным состоянием полимодального восприятия
(МГППУ, 2025-08-11) Мурашова Ирина Юрьевна
Адаптационный процесс с началом обучения в школе требует мобилизации резервных сил ребенка. Не у всех первоклассников адаптация к школьному обучению протекает по норме, в течение 5-6 недель. Сроки формирования компенсаторно-приспособительных механизмов к учебной нагрузке зависят от различных факторов, в том числе, от достаточного созревания органов и систем организма, среди них важное значение имеет функциональное состояние полимодального восприятия, являющегося основой развития всех высших когнитивных функций, включая самые наивысшие из них (речь и вербальное мышление). Представлены данные исследования психофизиологических показателей и состояния полимодального восприятия у первоклассников к концу первой четверти обучения.