15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология.
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология. by Title
Now showing 1 - 20 of 37
Results Per Page
Sort Options
- ItemАннотированный список диагностических методов, использованных авторами исследований эффективности Денверской модели раннего вмешательства, публикации которых были включены в систематический обзор.(2023) Давыдова Е.Ю.; Тюшкевич Светлана Анатольевна; Давыдов Д.В.; Илюнцева А.А.; Ускова Ольга Александровна ; Мовчан А.А.Аннотированный список диагностических методов, использованных авторами исследований эффективности Денверской модели раннего вмешательства, публикации которых были включены в систематический обзор.
- ItemБаза данных Методика "Словарь эмоций"(МГППУ, 2024-10-25) Адаскина Анна Анатольевна; Баклыкова Ольга АлександровнаВ статье описываются результаты апробации диагностической методики «Словарь эмоций». Методика предназначена для определения разнообразия словарного запаса младших школьников в области обозначения эмоций и чувств. Бланки для тестирования содержат фотографии с изображением детей, на которых они взаимодействуют и проявляют разные эмоции и чувства. К каждой фотографии прилагается текст с описанием ситуации. В качестве стимульного материала взяты карточки из игры Ю.Б. Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект». Респондентам нужно назвать и записать в бланк название эмоции, которую испытывает ребёнок, изображённый на фото, в конкретной, представленной ситуации. Диагностика может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате. В качестве показателей методики используется два параметра: количество слов (без повторов), который ребенок использует для описания эмоциональных состояний, и количество правильных ответов (названная эмоция соответствует изображенной ситуации). Апробация была проведена на младших школьниках 6-11 лет с типичным развитием (96 человек). В статье приводятся данные о валидности и надежности методики, а также процентильная шкала тестовых норм. Предложенная методика может быть рекомендована для проведения исследований, оценки эффективности программ развития эмоционального интеллекта, для индивидуальной работы с младшими школьниками
- ItemВзаимосвязь образа-Я и образа Наставника у студентов в контексте профессионального самоопределения(МГППУ, 2024-10-21) Красило Дарья Александровна; Репещук Ксения ЮрьевнаИсследование направлено на выявление и уточнение связи «образа-Я» и «образа Наставника» у субъекта профессионального самоопределения в период вхождения во взрослость. В ходе эмпирического и статистического анализа данных выделены и описаны типы образа-Я субъекта профессионального самоопределения: «идеализированный» и «реалистично-действенный» на 1-2 курсах; «рефлексивный» и «карьерно-ориентированный» на 3-4 курсах.
- ItemГрани школьного обучения(МГППУ, 2024-11-25) Зарецкий Виктор Кириллович; Зарецкий Юрий Викторович; Клименкова Елизавета Николаевна; Холмогорова Алла Борисовна; Кулагина Ирина ЮрьевнаПредставлены данные тестирования 1588 школьников от 7 до 18 лет. Средний возраст составил 12,8 ± 2,9 года; 47,8% мужского пола. Используемые методики: «Субъктная позиция», «Школьная ситуация», Опросник «Уровень выраженности потребности в самопознании» УВПС и «Климат в классе».
- ItemГрупповой интеллектуальный тест (ГИТ)(МГППУ, 2024-06-07) Исаев Евгений Иванович; Сафронова Мария Александровна; Сорокова Марина Геннадьевна; Радчиков Андрей СергеевичРезультаты "Группового интеллектуального теста" (ГИТ) для учащихся 4-ого класса российских школ. Тестирование проводилось в онлайн формате
- ItemДиагностика развития умственных способностей и произвольности с помощью методик, созданных под руководством Л.А. Венгера (выборка стандартизации для бланковой версии)(МГППУ, 2024-07-23) Денисенкова Наталия Сергеевна; Тарунтаев Павел Игоревич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе приводятся результаты измерения умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей и произвольности. Измерение проведено с помощью методик, разработанных под руководством Л.А. Венгера: 1) Методика 1 "Произвольность"; 2) Методика 2 "Эталоны"; 3) Методика 3 "Перцептивное моделирование"; 4) Методика 4 "Схематизация"; Методика 5 "Систематизация". Выборка: дети, посещавшие старшую дошкольную группу (5-6 лет, n = 223) и дети, посещавшие подготовительную к школе группу детского сада (6-7 лет, n = 268) из нескольких детских садов города Москва, городов Московской области и города Смоленск. Данные собирались с целью определения статистических норм для этих методик на современной выборке детей. Ключевые слова: умственные способности; методики Л.А. Венгера; Произвольность; Эталоны; Перцептивное моделирование; Схематизация; Систематизация, нормы методики.
- ItemДиагностика уровня развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей с помощью методик, созданных под руководством Л.А. Венгера(МГППУ, 2020-05-01) Денисенкова Наталия Сергеевна; Федоров Валерий ВладимировичВ статье описываются результаты эмпирического исследования, целью которого было сравнение умственных способностей современных детей и их сверстников, живших в доцифровую эпоху. Предполагалось, что уровень развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей современных старших дошкольников отличается от уровня развития тех же способностей у детей, воспитывавшихся в последней трети ХХ в. Сравнивался уровень развития сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников 6—7 лет (N=156) (исследования 1990-х гг.), дошкольников 5—6 лет (N=100) (исследования 1970-х гг.), воспитывавшихся в последней трети ХХ в. с уровнем развития способностей детей в возрасте 5—6 лет (N=184) и детей в возрасте 6—7 лет (N=236), посещавших дошкольные отделения г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015—2020 гг. В исследовании применялись методики, направленные на диагностику уровня развития сенсорных и интеллектуальных способностей («Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация», «Систематизация»), а также методы статистической обработки данных с использованием методов описательной статистики, критерия Фишера, критерия Стьюдента для выборок с равными дисперсиями и выборок с различными дисперсиями. Результаты исследования позволили говорить о том, что уровень развития некоторых сенсорных способностей (отнесения объекта к эталону) у старших дошкольников, воспитывающихся в начале ХХI в. ниже, чем у их сверстников, воспитывавшихся в последней трети ХХ в., а уровень развития их интеллектуальных способностей выше. Денисенкова Н.С., Федоров В.В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 40–53. DOI: 10.17759/pse.2021260302
- ItemИерархия жизненных ценностей (подростки)(МГППУ, 2024-11-22) Ульянина Ольга Александровна; Борисенко Елена Владимировна; Хайрова Зульфия РафиковнаПредставлены данные подростков в возрасте от 10 до 18 лет (средний возраст = 13,7 ± 1,7 лет) по трем методикам: «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» А.М. Прихожан.
- ItemИзмерение логического мышления дошкольников 5-6 лет по методике "Систематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-03-01) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения логического мышления детей дошкольного возраста 5-6 лет (N = 938; из них 48,4% ребёнка мужского пола; 51,6% женского пола) по методике "Систематизация 5-6 лет" (Булычева А.И.), разработанной авторами под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 42) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог. Данные использовались для стандартизации методики "Систематизация" для детей 5-6 лет.
- ItemИзмерение логического мышления дошкольников 6-7 лет по методике "Систематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-03-01) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения логического мышления детей дошкольного возраста 6-7 лет (N = 1309; из них 46,4% ребенка мужского пола; 53,6% женского пола) по методике "Систематизация 6-7 лет" (Венгер Н.Б.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант (данные включали результаты по первым семи заданиям). В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 498) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог». Данные использовались для стандартизации методики "Систематизация" для детей 6-7 лет.
- ItemИзмерение наглядно-образного мышления дошкольников 5-6 лет по методике "Схематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-02-15) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 5-6 лет (N = 974; из них 48,7% мужского пола; 51,3% женского пола) по методике "Схематизация 5-6 лет" (Бардина Р.И.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 41) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог». Данные использовались для стандартизации методики "Схематизация" для детей 5-6 лет.
- ItemИзмерение наглядно-образного мышления дошкольников 6-7 лет по методике "Схематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-02-17) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 6-7 лет (N = 1451; из них 47,1% ребенка мужского пола; 52,9% женского пола) по методике "Схематизация 6-7 лет" (Бардина Р.И.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 527) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился в цифровом формате с помощью системы «Анкетолог. Данные использовались для стандартизации методики "Схематизация" для детей 6-7 лет.
- ItemИсследование принятия решения с помощью двуальтернативной вероятностной задачи(МГППУ, 2024-12-17) Козунова Галина Леонидовна; Пульцина Кристина Игоревна; Чернышев Борис Владимирович; Строганова Татьяна АлександровнаВ репозитории представлены результаты нескольких исследований: - принятие решения у нейротипичных взрослых и лиц с расстройствами аутистического спектра. В задаче использована вероятностная схема 70% на 20%. Данные включают поведенческие результаты, а также динамику изменения диаметра зрачка - принятия решения у нейротипичных подростков и взрослых с помощью двуальтернативной вероятностной задачи. В задаче использована вероятностная схема 80% на 20%
- ItemКонструирование по образцу (автор Т.В. Лаврентьева)(МГППУ, 2024-11-25) Бурлакова Ирина Анатольевна; Леонова Олеся Игоревна; Прокопьева Любовь МихайловнаПредставлены данные проверки методики «Конструирование по образцу» (автор Т.В. Лаврентьева) на выборке 722 детей (55,5% женского пола) из разных регионов РФ в возрасте от 3 лет (36 месяцев) до 4,5 лет (54 месяца); средний возраст составил 45 ± 3 месяцев (медиана = 45 месяцев).
- ItemМатериалы айтрекинг исследования специфики глазадвигательной активности в процессе восприятия визуального учебного материала детьми с нарушением слуха(МГППУ, 2024-12-16) Смирнова Яна КонстантиновнаПредставлены результаты измерений глазодвигательной активности и специфика обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в процессе восприятия визуальных наглядностей учебных материалов. База содержит сравнительное исследование айтрекингом выборки дошкольников 5-7 лет (N=35) типично развивающихся детей (N=20; M = 6.1; SD = 0.4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=15; M = 6; SD = 0). В качестве стимульного материала использованы иллюстрации из букваря для слабослышащих детей Н.Ю. Донской, Н.И. Линиковой. Варьировалось слухо-зрительной предъявление наглядности (1 серия эксперимента) и с зрительными лексическими опорами (2 серия эксперимента). Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3, точность регистрации:0.5 – 1°; частота дискретизации: 60 Гц; калибровка: 5- или 9-точечная; область свободного перемещения головы: 25 см (по горизонтали) 11см (по вертикали). Настройка отслеживания - настольное крепление. Калибровка была принята, если средняя погрешность составляла <0,30° угла обзора. Данные обрабатывались с помощью программного обеспечения «Нейробюро» (Neurobureau eye tracking analysis software, Neuroiconica assistive). Изображения предъявлялись на экране ноутбука 39,6 см (15,6), Full HD (1920 x 1080), 16:9 ComfyView. Расстояние просмотра от глаз до монитора – 60 см. Размер изображений 600*480. В базе содержится информация о глазодвигательной активности детей с нарушением слуха и типично развивающихся детей, свидетельствующих об особенностях восприятия наглядностей учебного материала, а именно: количество фиксаций до первой фиксации на области интереса, время до первой фиксации на области интереса, общее время просмотра области интереса, продолжительность первой фиксации на области интереса, число возвратов в область интереса, средняя продолжительность фиксаций на области интереса, соотношение испытуемых, общее количество фиксаций на области интереса, средняя амплитуда саккад на области интереса, общее количество саккад на области интереса, общая длина пути сканирования области интереса, соотношение площади области интереса к площади стимула.
- ItemМатериалы эмпирического исследования "Типология представлений о взрослении в юношестве"(МГППУ, 2024-10-21) Шилова Наталья ПетровнаПредставлена база данных результатов исследования, связанного с трансформацией восприятия процесса взросления, проведенного в марте-мае 2024 года. В исследовании приняли участие подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет (M = 18). Использовались авторская методика «Взросление» (Н.П. Шилова).
- ItemМатериалы эмпирического исследования роли академической мотивации, жизненных стремлений и самоконгруэнтности в профессиональных намерениях студентов педагогического вуза.(МГППУ, 2024-07-03) Сычев Олег Анатольевич; Гурьянова Татьяна АлександровнаПриведены данные и дополнительные результаты анализа (не представленные подробно в тексте соответствующей статьи), полученные в ходе эмпирического исследования роли академической мотивации, жизненных стремлений и самоконгруэнтности в профессиональных намерениях студентов педагогического вуза.
- ItemМетодика диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой)(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе представлены социально-демографические характеристики детей 6-7 лет (n = 1765), а также оценки психологов выполнения этими детьми заданий по методике «Методика диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет» (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой). В базе содержатся результаты по методике "Цветные прогрессивные матрицы Равена", которая использовалась для валидизации модифицированного варианта методики диагностики мыслительной деятельности детей 6-7 лет.
- ItemМетодика диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой)(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе представлены социально-демографические характеристики детей 6-7 лет (n = 1701), а также оценки психологов выполнения этими детьми заданий по методике «Методика диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет» (автор У.В. Ульенкова, модификация Н.Ю. Боряковой). В базе содержатся результаты по методике "Цветные прогрессивные матрицы Равена", которая использовалась для валидизации модифицированного варианта методики диагностики общей способности к учению у детей 6-7 лет.
- ItemМодифицированный вариант методики "Подростки о родителях" (ПоР). Ж.Г. Кулькова, В.В. Федоров(МГППУ, 2024-12-26) Оглоблин Алексей Алексеевич; Федоров Валерий ВладимировичВ датасете содержатся данные собранные на выборке подростков (n=1843) из нескольких регионов РФ для психометрической проверки модифицированного варианта методики "Подростки о родителях" (ПоР). Авторы модификации Ж.Г. Кулькова и В.В. Федоров. Кроме этого содержатся данные по методике Т. Лири "Диагностика межличностных отношений", которая использовалась для валидизации методики "Подростки о родителях".