15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология.
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология. by Title
Now showing 1 - 20 of 59
Results Per Page
Sort Options
- ItemDirectional motion sensitivity in people with Visual Snow Syndrome is modulated by the presence of trailing-type palinopsia(MSUPE, 2025-01-24) Orekhova Elena V.; Naumova Sofya M.; Obukhova Tatiana S.; Plieva Anna M.; Prokofiev Andrey O.; Petrokovskaia Anastasia V.; Stroganova Tatiana A.Using a spatial suppression paradigm, we assessed motion duration discrimination thresholds for small (1°), medium (2.5°), and large (12°) high-contrast gratings in 23 VSS and 27 control participants. Spatial Suppression Index (SSI) quantified size-dependent increases in duration thresholds. Visual Discomfort Questionnaire scores and VSS symptom ratings including TTP, afterimages, photophobia, etc. were also collected. VSS patients reported higher visual discomfort and perceptual disturbances. However, no group differences were found in duration thresholds or SSI. Notably, higher TTP scores were associated with lower duration thresholds, indicating a facilitatory effect of TTP on motion sensitivity.
- ItemTime-dependent modulation of visual gamma oscillations points to increased neural plasticity in Visual Snow Syndrome(MSUPE, 2025-01-24) Orekhova Elena V.; Naumova Sofya M.; Obukhova Tatiana S.; Plieva Anna M.; Prokofiev Andrey O.; Petrokovskaia Anastasia V.; Stroganova Tatiana A.To explore potential alterations in E/I balance and neuroplasticity in VSS, we recorded visual gamma oscillations with magnetoencephalography in 26 patients with VSS and 27 controls participants. Excitatory drive was regulated by presenting participants with high-contrast circular gratings, static or drifting at one of four rates (0.6˚/s, 1.2˚/s, 3.6˚/s, or 6.0˚/s).
- ItemАнамнестический опросник для родителей(МГППУ, 2025-03-26) Русаковская Ольга АлексеевнаВ общей медицине вообще, и в психиатрии в частности, анамнестические сведения в отношении ребенка, полученные со слов его родителя, традиционно рассматриваются как объективный анамнез ребенка. В психотерапии, психологическом и семейном консультировании детей и подростков, психологический анамнез также является одним из первых и важнейших методов работы , позволяя специалисту, во-первых, получить необходимые сведения об истории развития ребенка и об особенностях родительского отношения; во-вторых, выделить основные мишени оказания консультативной или психотерапевтической помощи. При судебно-психиатрической (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизе по спорам о воспитании, в том числе по искам об ограничении родительских прав, особенности психического здоровья и развития ребенка имеют экспертное значение. Помимо этого, одной из задач экспертного исследования является проведение комплексной оценки характера отношения родителя к ребенку, стиля воспитания и воспитательной позиции, чувствительности к возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка и его психологическим потребностям, способности к учету интересов ребенка . В качестве формализованной формы сбора анамнестических сведений о ребенке и исследования особенностей родительского отношения, в рамках психиатрического и клинико-психологического исследования при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе по спорам, связанным с воспитанием детей, разработан анамнестический опросник для родителей. Применение опросника позволяет структурировать беседу с родителем. Помимо этого, в экспертной практике опросник может применяться для оптимизации процедуры экспертного исследования. С этой целью опросник может быть предложен родителям для самостоятельного заполнения, как один из этапов судебно-психиатрического интервью. В базе данных представлены результаты первого этапа клинической апробации опросника, который был проведен в ходе выполнения проекта "Материнство и отцовство родителей, страдающих психическими расстройствами, и их комплексное медико-психолого-социальное сопровождение" (грант № 18-013-00921. Российский фонд фундаментальных исследований. 2018). Материалы исследования: 30 родителей, страдающих психическими расстройствами и находящихся на диспансерном наблюдении: 21 мать, 9 отцов.
- ItemАннотированный список диагностических методов, использованных авторами исследований эффективности Денверской модели раннего вмешательства, публикации которых были включены в систематический обзор.(2023) Давыдова Е.Ю.; Тюшкевич Светлана Анатольевна; Давыдов Д.В.; Илюнцева А.А.; Ускова Ольга Александровна ; Мовчан А.А.Аннотированный список диагностических методов, использованных авторами исследований эффективности Денверской модели раннего вмешательства, публикации которых были включены в систематический обзор.
- ItemБаза данных исследования "Типология представлений о взрослении в юношестве"(МГППУ, 2025-01-21) Шилова Наталья ПетровнаПредставлена база данных результатов исследования, связанного с трансформацией восприятия процесса взросления, проведенного в марте-мае 2024 года. В исследовании приняли участие подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет (M = 18). Первым методом была авторская методика «Взросление» (Н.П. Шилова), где в качестве стимульного материала в методике использовались фрагменты фильмов "Розыгрыш" В. Меньшова и "Страна Саша" Ю. Трофимовой. Вторым методом исследования был метод экспертных оценок (оценка каждого респондента тремя педагогами-экспертами).
- ItemБаза данных Методика "Словарь эмоций"(МГППУ, 2024-10-25) Адаскина Анна Анатольевна; Баклыкова Ольга АлександровнаВ статье описываются результаты апробации диагностической методики «Словарь эмоций». Методика предназначена для определения разнообразия словарного запаса младших школьников в области обозначения эмоций и чувств. Бланки для тестирования содержат фотографии с изображением детей, на которых они взаимодействуют и проявляют разные эмоции и чувства. К каждой фотографии прилагается текст с описанием ситуации. В качестве стимульного материала взяты карточки из игры Ю.Б. Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект». Респондентам нужно назвать и записать в бланк название эмоции, которую испытывает ребёнок, изображённый на фото, в конкретной, представленной ситуации. Диагностика может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате. В качестве показателей методики используется два параметра: количество слов (без повторов), который ребенок использует для описания эмоциональных состояний, и количество правильных ответов (названная эмоция соответствует изображенной ситуации). Апробация была проведена на младших школьниках 6-11 лет с типичным развитием (96 человек). В статье приводятся данные о валидности и надежности методики, а также процентильная шкала тестовых норм. Предложенная методика может быть рекомендована для проведения исследований, оценки эффективности программ развития эмоционального интеллекта, для индивидуальной работы с младшими школьниками
- ItemБаза эмпирических данных к опроснику «Профессиональные установки подростков» для изучения профессионального самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах.(МГППУ, 2025-04-11) Андреева Алла Дамировна; Лисичкина Алёна Геннадьевна; Бегунова Людмила АнатольевнаПредставлены результаты модификации опросника И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков» (1989 г.). Изменения социальной ситуации развития, обусловленные новыми технологиями и высокой подвижностью всей профессиональной сферы, привели к сужению показателей психологической готовности учащихся к выбору своего жизненного пути: формированию общего оптимистического, позитивного настроя на будущее, либо выраженной неуверенности и нерешительности в правильности этого выбора. Вместе с тем обнаружено, что ведущие возрастные закономерности психологического развития юношества оказались устойчивыми к глобальным переменам цифрового мира, сохранили свою мотивационную функцию, связанную с переходом на следующий, взрослый, этап жизни. Выборку исследования составили обучающиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений и студенты средних профессиональных учебных заведений городов Москвы и Челябинска. Данные собраны в 2022-2023 годах.
- ItemВзаимосвязь образа-Я и образа Наставника у студентов в контексте профессионального самоопределения(МГППУ, 2024-10-21) Красило Дарья Александровна; Репещук Ксения ЮрьевнаИсследование направлено на выявление и уточнение связи «образа-Я» и «образа Наставника» у субъекта профессионального самоопределения в период вхождения во взрослость. В ходе эмпирического и статистического анализа данных выделены и описаны типы образа-Я субъекта профессионального самоопределения: «идеализированный» и «реалистично-действенный» на 1-2 курсах; «рефлексивный» и «карьерно-ориентированный» на 3-4 курсах.
- ItemГрани школьного обучения(МГППУ, 2024-11-25) Зарецкий Виктор Кириллович; Зарецкий Юрий Викторович; Клименкова Елизавета Николаевна; Холмогорова Алла Борисовна; Кулагина Ирина ЮрьевнаПредставлены данные тестирования 1588 школьников от 7 до 18 лет. Средний возраст составил 12,8 ± 2,9 года; 47,8% мужского пола. Используемые методики: «Субъктная позиция», «Школьная ситуация», Опросник «Уровень выраженности потребности в самопознании» УВПС и «Климат в классе».
- ItemГрупповой интеллектуальный тест (ГИТ)(МГППУ, 2024-06-07) Исаев Евгений Иванович; Сафронова Мария Александровна; Сорокова Марина Геннадьевна; Радчиков Андрей СергеевичРезультаты "Группового интеллектуального теста" (ГИТ) для учащихся 4-ого класса российских школ. Тестирование проводилось в онлайн формате
- ItemДанные исследования "Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста"(МГППУ, 2025-04-14) Андреева Алла Дамировна; Бегунова Людмила Анатольевна; Лисичкина Алёна ГеннадьевнаПредставлены результаты эмпирического изучения особенностей внутренней позиции взрослого как мотивационной основы готовности к самоопределению у современных старшеклассников и студентов колледжей. В исследовании принимали участие старшеклассники общеобразовательных школ и студенты 1—2 курсов колледжей городов Москвы и Орска. Данные собраны в 2020-2021 годах.
- ItemДанные исследования "Психологические особенности взаимодействия учащихся 7-8-х классов с гипертекстом: теоретико-экспериментальное исследование с использованием айтрекера"(МГППУ, 2025-03-17) Борисенко Наталья Анатольевна; Ганичева Анна Алексеевна; Миронова Ксения Вадимовна; Шишкова Светлана ВикторовнаДанные, характеризующие особенности первичного восприятия учебного гипертекста учащимися 7-8 классов, их ориентировки в тексте и распределения внимания в процессе работы с основным текстом и гиперссылками
- ItemДанные к статье "Психологические основания обучения младших школьников простейшему экспериментированию"(МГППУ, 2025-02-01) Чудинова Елена Васильевна; Шишкина Ирина АлександровнаДанные обследования учеников экспериментального второго и контрольных вторых и четвертого классов (диагностика умения планировать простейший эксперимент в соответствии с гипотезой)
- ItemДанные к статье «Психометрическая оценка интеллекта и его детерминант в период взрослости (на примере белорусской популяции)»(МГППУ, 2025-02-14) Гребень Наталия Федоровна; Голубева Татьяна СергеевнаПредставлены результаты диагностики интеллекта 663 респондентов, представителей белорусской популяции, в возрасте от 16 до 84 лет (средний возраст =30,9 ± 14,89). Из них 360 женщин (54,3%) и 303 мужчины (45,7%). Диагностика интеллектуального развития осуществлялась с помощью теста Векслера (взрослый вариант).
- ItemДанные эмпирического изучения структурно-динамических характеристик мировоззрения как фактора психологического благополучия в юношеском возрасте(МГППУ, 2025-04-14) Андреева Алла Дамировна; Бегунова Людмила Анатольевна; Данилова Елена Евгеньевна; Лисичкина Алена ГеннадьевнаПредставлены данные эмпирического исследования становления мировоззрения как центрального новообразования юношеского возраста. Проведено сравнение и дано описание структурно-динамических характеристик мировоззрения учащихся раннего (16-18 лет) и позднего (19-22 года) юношеского возраста. Файл «Матрица наблюдений» содержит (первичные) ответы респондентов по использованным в исследовании опросникам, а также количественные результаты по шкалам опросников. Всего 583 человека среди них старшеклассников и студентов 1-2 курсов колледжа (16-18 лет; М = 16,7 лет, SD = 0,70), студентов университета (19-22 лет; М = 21,5 SD = 0,85). В обработку были включены только валидные протоколы респондентов.
- ItemДиагностика развития умственных способностей и произвольности с помощью методик, созданных под руководством Л.А. Венгера (выборка стандартизации для бланковой версии)(МГППУ, 2024-07-23) Денисенкова Наталия Сергеевна; Тарунтаев Павел Игоревич; Федоров Валерий ВладимировичВ базе приводятся результаты измерения умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей и произвольности. Измерение проведено с помощью методик, разработанных под руководством Л.А. Венгера: 1) Методика 1 "Произвольность"; 2) Методика 2 "Эталоны"; 3) Методика 3 "Перцептивное моделирование"; 4) Методика 4 "Схематизация"; Методика 5 "Систематизация". Выборка: дети, посещавшие старшую дошкольную группу (5-6 лет, n = 223) и дети, посещавшие подготовительную к школе группу детского сада (6-7 лет, n = 268) из нескольких детских садов города Москва, городов Московской области и города Смоленск. Данные собирались с целью определения статистических норм для этих методик на современной выборке детей. Ключевые слова: умственные способности; методики Л.А. Венгера; Произвольность; Эталоны; Перцептивное моделирование; Схематизация; Систематизация, нормы методики.
- ItemДиагностика результатов образовательного проектирования подростков в учебно-игровой среде: оценка уровня учебно-познавательной мотивации школьников 10 класса(МГППУ, 2025-02-01) Глазунова Ольга Игоревна; Глебова Мария Максимовна; Иордан Жанетта ВасильевнаДиагностика учебно-образовательной мотивации проводилась у школьников 10 класса по разработанной методике в рамках реализации проекта "Освоение подростками способов образовательного проектирования в учебно-игровых средах". Диагностические замеры осуществлялись после проведения цикла трехдневных учебно - игровых модулей "Жизнь на Луне", разработанных в рамках проекта. Под учебно-познавательной мотивацией мы понимаем побудительную силу к изучению какой-либо области знаний, в данном случае - к биологии. Для оценки образовательных результатов развития учащихся нами была взята схема экспериментальной и контрольной групп. Диагностический замер в экспериментальной группе подростков, участвовавших в игровой проектной сессии, проводился в пределах недели после её окончания. Параллельно проводился диагностический замер в контрольной группе подростков.
- ItemДиагностика уровня развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей с помощью методик, созданных под руководством Л.А. Венгера(МГППУ, 2020-05-01) Денисенкова Наталия Сергеевна; Федоров Валерий ВладимировичВ статье описываются результаты эмпирического исследования, целью которого было сравнение умственных способностей современных детей и их сверстников, живших в доцифровую эпоху. Предполагалось, что уровень развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей современных старших дошкольников отличается от уровня развития тех же способностей у детей, воспитывавшихся в последней трети ХХ в. Сравнивался уровень развития сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников 6—7 лет (N=156) (исследования 1990-х гг.), дошкольников 5—6 лет (N=100) (исследования 1970-х гг.), воспитывавшихся в последней трети ХХ в. с уровнем развития способностей детей в возрасте 5—6 лет (N=184) и детей в возрасте 6—7 лет (N=236), посещавших дошкольные отделения г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015—2020 гг. В исследовании применялись методики, направленные на диагностику уровня развития сенсорных и интеллектуальных способностей («Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация», «Систематизация»), а также методы статистической обработки данных с использованием методов описательной статистики, критерия Фишера, критерия Стьюдента для выборок с равными дисперсиями и выборок с различными дисперсиями. Результаты исследования позволили говорить о том, что уровень развития некоторых сенсорных способностей (отнесения объекта к эталону) у старших дошкольников, воспитывающихся в начале ХХI в. ниже, чем у их сверстников, воспитывавшихся в последней трети ХХ в., а уровень развития их интеллектуальных способностей выше. Денисенкова Н.С., Федоров В.В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 40–53. DOI: 10.17759/pse.2021260302
- ItemИерархия жизненных ценностей (подростки)(МГППУ, 2024-11-22) Ульянина Ольга Александровна; Борисенко Елена Владимировна; Хайрова Зульфия РафиковнаПредставлены данные подростков в возрасте от 10 до 18 лет (средний возраст = 13,7 ± 1,7 лет) по трем методикам: «Иерархия жизненных ценностей» Г.В. Резапкиной; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» А.М. Прихожан.
- ItemИзмерение логического мышления дошкольников 5-6 лет по методике "Систематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024-03-01) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения логического мышления детей дошкольного возраста 5-6 лет (N = 938; из них 48,4% ребёнка мужского пола; 51,6% женского пола) по методике "Систематизация 5-6 лет" (Булычева А.И.), разработанной авторами под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 42) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог. Данные использовались для стандартизации методики "Систематизация" для детей 5-6 лет.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »