15: Психология
Permanent URI for this community
Browse
Browsing 15: Психология by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 47
Results Per Page
Sort Options
- ItemДиагностика уровня развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей с помощью методик, созданных под руководством Л.А. Венгера(МГППУ, 2020-05-01) Денисенкова Наталия Сергеевна; Федоров Валерий ВладимировичВ статье описываются результаты эмпирического исследования, целью которого было сравнение умственных способностей современных детей и их сверстников, живших в доцифровую эпоху. Предполагалось, что уровень развития умственных (сенсорных и интеллектуальных) способностей современных старших дошкольников отличается от уровня развития тех же способностей у детей, воспитывавшихся в последней трети ХХ в. Сравнивался уровень развития сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников 6—7 лет (N=156) (исследования 1990-х гг.), дошкольников 5—6 лет (N=100) (исследования 1970-х гг.), воспитывавшихся в последней трети ХХ в. с уровнем развития способностей детей в возрасте 5—6 лет (N=184) и детей в возрасте 6—7 лет (N=236), посещавших дошкольные отделения г. Москвы, Подмосковья, г. Смоленска, г. Иваново в 2015—2020 гг. В исследовании применялись методики, направленные на диагностику уровня развития сенсорных и интеллектуальных способностей («Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация», «Систематизация»), а также методы статистической обработки данных с использованием методов описательной статистики, критерия Фишера, критерия Стьюдента для выборок с равными дисперсиями и выборок с различными дисперсиями. Результаты исследования позволили говорить о том, что уровень развития некоторых сенсорных способностей (отнесения объекта к эталону) у старших дошкольников, воспитывающихся в начале ХХI в. ниже, чем у их сверстников, воспитывавшихся в последней трети ХХ в., а уровень развития их интеллектуальных способностей выше. Денисенкова Н.С., Федоров В.В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 40–53. DOI: 10.17759/pse.2021260302
- ItemReaders' Search Strategies for Scientific Publications, 2021(2022-01-31) Shvedovskaya Anna; Korneev AlekseiThe “Readers' Search Strategies for Scientific Publications-2021” is a follow-up to a large-scale survey conducted by Renew Consultants since 2005. In 2021, the company presented the report “How Readers Discover Content in Scholarly Publications 2021” with the results of a survey that identifies strategies for the initial stage of searching for scientific articles and video content. The survey was conducted between January and March 2021 in English. Survey authors Simon Inger and Tracey Gardner continue a series of studies undertaken in 2005, 2008, 2012, 2015 and 2018 by Renew Consultants. The text of the report is freely available. Published by Renew Consultants, a trademark of Simon Inger Consulting Ltd. in July 2021. The complete dataset can be found at: https://doi.org/10.6084/m9.figshare.14923917.v1. The report can be downloaded at: renew.pub/discovery2021. The survey “Readers' Search Strategies for Scientific Publications-2021” conducted by the Moscow State University of Psychology and Education from April to June 2021 in Russian. The results of the survey made it possible to formulate a number of conclusions regarding the characteristics of reader behavior and strategies for searching for scientific information - how readers search for articles from scientific journals. The survey results are freely available.
- ItemCitation prediction of Russian journals articles in psychology in WoS by articles parameters and eLibrary and PsyJournals altmetrics(2022-02-01) Margolis Arkady; Sorokova Marina; Ponomareva ViktoriaThe study identifies citation predictors of Russian scientific publications on psychology in the Web of Science Core Collection (WoS) and compares them with citation predictors in the Russian Science Citation Index (RSCI). Four groups of indicators of various types are considered: formal attributes of the article (12 parameters), article visibility parameters on the eLibrary (3 parameters) and PsyJournals (2 parameters) internet portals, showing the availability of the article text to potential readers, and attributes of the author’s method of scientific citation (3 parameters). Special attention is paid to citation attributes as qualitative characteristics of the author’s way of working on his own scientific text and constructing a dialogue (in the form of citation) with other researchers.
- ItemТенденции использования цифровых устройств современными российскими дошкольниками(МГППУ, 2022-06) Рубцова Ольга Витальевна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Смирнова Светлана Юрьевна; Сорокова Марина ГеннадьевнаКонтекст и актуальность. В последние годы наблюдается снижение возраста знакомства детей с гаджетами, увеличение времени их использования, а также рост цифрового контента, предназначенного для детей раннего и дошкольного возраста. В этих условиях многие родители испытывают серьезные трудности при организации взаимодействия детей с гаджетами. Несмотря на остроту проблемы, сегодня явно недостаточно исследований, посвященных различным аспектам применения цифровых технологий дошкольниками. Актуальность таких исследований обусловлена необходимостью проектировать эффективные способы детско-взрослого сотрудничества, опосредованного применением новых знаковых средств. Представлена база данных эмпирического исследования. Дизайн исследования. Для проведения эмпирического исследования была разработана анкета «Родители и ребенок в цифровом пространстве», включавшая 19 вопросов. Опрос проводился с помощью Google-формы, размещенной в социальных сетях. В исследовании приняли участие 6376 родителей детей от 2-х до 7-ми лет (широта охвата — территория Российской Федерации). Количественный анализ эмпирических данных выполнен с использованием методов описательной статистики. Расчеты проведены в статистическом пакете SPSS V23.
- ItemРезультаты стандартизации теста "Школьной тревожности" Филлипса(2023) Егоренко Татьяна Анатольевна; Лобанова А.В.; Чумаченко Д.В.Представлены данные адаптации теста школьной тревожности Филлипса на русскоязычной выборке.
- ItemАннотированный список диагностических методов, использованных авторами исследований эффективности Денверской модели раннего вмешательства, публикации которых были включены в систематический обзор.(2023) Давыдова Е.Ю.; Тюшкевич Светлана Анатольевна; Давыдов Д.В.; Илюнцева А.А.; Ускова Ольга Александровна ; Мовчан А.А.Аннотированный список диагностических методов, использованных авторами исследований эффективности Денверской модели раннего вмешательства, публикации которых были включены в систематический обзор.
- ItemШНПО-ПМ(МГППУ, 2023) Чумаченко Д.В.; Бойкина Е.Э.; Чиркина Р.В.; Романова Н.М.; Киселёв К.А.В работе приводятся данные стандартизации методики «Шкала нарушенных потребностей. Остракизм (подростки, молодежь), ШНПО-ПМ», представляющей собой модификацию методики «Need Threat Scale» (И. ван Бист, К.Д. Вильямс, 2006). Модифицированная ШНПО-ПМ, включает 4 субшкалы: «Потребность в принятии» (5 утверждений), «Потребность в самоуважении» (5 утверждений), «Потребность в контроле» (5 утверждений), «Потребность в осмысленном уважении» (5 утверждений).
- ItemОтношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде(2023-07-07) Радчикова Наталия Павловна; Одинцова Мария Антоновна; Сорокова Марина ГеннадьевнаПредставлены данные преподавателей вузов РФ (N=308), отражающие их отношение к цифровой образовательной среде университета (ЦОС) и измерение некоторых психологических характеристик, которые могут быть важны для положительного отношения к ЦОС (переживания в профессиональной деятельности; саморегуляция, личностные черты).
- ItemОтношение преподавателей белорусских вузов к цифровой образовательной среде(2023-07-07) Радчикова Наталия Павловна; Козырева Нина Вячеславовна; Одинцова Мария Антоновна; Сорокова Марина ГеннадьевнаПредставлены данные преподавателей вузов Беларуси (N=265), отражающие их отношение к цифровой образовательной среде университета (ЦОС) и измерение некоторых психологических характеристик, которые могут быть важны для положительного отношения к ЦОС (переживания в профессиональной деятельности; саморегуляция, личностные черты).
- ItemДоказательный подход: верификация программы просветительских мероприятий в области вакцинопрофилактики COVID-19(2023-07-24) Марголис Аркадий Аронович; Сорокова Марина Геннадьевна; Шепелева Елена Андреевна; Расходчикова Марина Николаевна; Шведовская Анна Александровна; Радчикова Наталия ПавловнаПредставлена база данных эксперимента по верификации программы просветительских мероприятий в области вакцинопрофилактики COVID-19 для студентов в парадигме доказательного подхода. Исследование проведено в Московском государственном психолого-педагогическом университете в феврале - марте 2022 г.
- ItemОпросник «Родительское рефлексивное функционирование» (база для апробации)(2023-08-07) Камская Ольга Александровна; Одинцова Мария АнтоновнаПредставлены данные 205 родителей (38% отцов) детей в возрасте от года до 13 лет, собранные для адаптации опросника «Родительское рефлексивное функционирование» (ОРРФ) на русскоязычной выборке.
- ItemОтношение студентов российских вузов к цифровой образовательной среде(2023-10-30) Сорокова Марина Геннадьевна; Полянская Екатерина Николаевна; Радчикова Наталия Павловна; Одинцова Мария Антоновна; Чернов Дмитрий Николаевич; Васягина Наталия Николаевна; Ходякова Наталия ВладимировнаПредставлены данные студентов вузов Российской Федерации (N=1059; 80,6% женского пола), отражающие их отношение к цифровой образовательной среде университета (ЦОС) и измерение некоторых психологических характеристик, которые могут быть важны для положительного отношения к ЦОС (переживания в профессиональной деятельности; саморегуляция, личностные черты).
- ItemОтношение студентов белорусских вузов к цифровой образовательной среде(2023-10-30) Сорокова Марина Геннадьевна; Козырева Нина Вячеславовна; Лобанов Александр Павлович; Одинцова Мария Антоновна; Радчикова Наталия ПавловнаПредставлены данные студентов вузов Республики Беларусь (N=523, 90% женского пола), отражающие их отношение к цифровой образовательной среде университета (ЦОС) и измерение некоторых психологических характеристик, которые могут быть важны для положительного отношения к ЦОС (переживания в профессиональной деятельности; саморегуляция, личностные черты).
- ItemИзмерение логического мышления дошкольников 6-7 лет по методике "Систематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения логического мышления детей дошкольного возраста 6-7 лет (N = 1309; из них 46,4% ребенка мужского пола; 53,6% женского пола) по методике "Систематизация 6-7 лет" (Венгер Н.Б.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант (данные включали результаты по первым семи заданиям). В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 498) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог». Данные использовались для стандартизации методики "Систематизация" для детей 6-7 лет.
- ItemИзмерение наглядно-образного мышления дошкольников 6-7 лет по методике "Схематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 6-7 лет (N = 1451; из них 47,1% ребенка мужского пола; 52,9% женского пола) по методике "Схематизация 6-7 лет" (Бардина Р.И.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 527) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился в цифровом формате с помощью системы «Анкетолог. Данные использовались для стандартизации методики "Схематизация" для детей 6-7 лет.
- ItemИзмерение логического мышления дошкольников 5-6 лет по методике "Систематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения логического мышления детей дошкольного возраста 5-6 лет (N = 938; из них 48,4% ребёнка мужского пола; 51,6% женского пола) по методике "Систематизация 5-6 лет" (Булычева А.И.), разработанной авторами под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 42) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог. Данные использовались для стандартизации методики "Систематизация" для детей 5-6 лет.
- ItemИзмерение наглядно-образного мышления дошкольников 5-6 лет по методике "Схематизация" (выборка стандартизации)(МГППУ, 2024) Андерсон Светлана Александровна; Барковская Юлия Владимировна; Кормухина Евгения Владимировна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Леонова Олеся Игоревна; Оглоблин Алексей Алексеевич; Севостьянов Юрий Олегович; Федоров Валерий ВладимировичПредставлены результаты измерения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 5-6 лет (N = 974; из них 48,7% мужского пола; 51,3% женского пола) по методике "Схематизация 5-6 лет" (Бардина Р.И.), разработанной под руководством Л.А. Венгера и переведенной в цифровой вариант. В базе содержатся социально-демографические характеристики детей: пол ребёнка, возраст, тип образовательного учреждения, группа обучения, образовательная программа, регион проживания ребенка, тип поселения (городское, сельское), численность населения, указывались также некоторые особенности состояния здоровья ребенка (относится ли к категории детей с ОВЗ, имеет ли задержку психического развития, нарушение речи, слуха, зрения и т.д.). Для части детей (N = 41) из основной выборки приводятся измерения их интеллектуального развития с помощью методики "Цветные прогрессивные матрицы Равена". Сбор данных производился с помощью системы «Анкетолог». Данные использовались для стандартизации методики "Схематизация" для детей 5-6 лет.
- ItemОпрос родителей по использованию настольных и цифровых игр дошкольниками(2024) Токарчук Юлия Александровна; Саломатова Ольга Викторовна; Рубцова Ольга ВитальевнаПредставлена база данных эмпирического исследования. С целью сравнения данных по использованию настольных и цифровых игр была разработана специальная анкета «Современные дети: цифровые игры VS настольные игры» (Саломатова О.В., Токарчук Ю.А., 2023), предназначенная для родителей дошкольников, состоящая из 29 закрытых вопросов. Анкетирование проводилось с помощью google-формы, размещенной в сети Интернет (широта охвата – территория РФ). В опросе приняли участие родители детей 3-7 лет (N=556). Количественный анализ эмпирических данных был выполнен с использованием методов описательной статистики, коэффициента корреляции Спирмена, одновыборочного критерия Хи-квадрат и непараметрического критерия Мак-Немара для связанных выборок. Расчеты проводились в статистическом пакете IBM SPSS Statistics V23.
- ItemМетодика "Проблемные ситуации": результаты бикластеризации(2024-01-11) Русаковская Ольга АлексеевнаВ рамках апробации методики «Проблемные ситуации» обследовано 67 человек с тяжелыми хроническими психическими расстройствами, проходивших стационарную судебно-психиатрическую экспертизу в связи с решением вопроса об изменении гражданско-правового статуса в 2021 - 2022 гг. В отношении 12 человек судебно-психиатрическое заключение соответствовало дееспособности; 24 - ограниченной дееспособности; 31 - недееспособности. Проблемные ситуации, относящиеся к четырем тематическим блокам (понимание гражданско-правовых вопросов; межличностных и социальных аспектов; медицинских вопросов; чрезвычайных ситуаций), на основании наличия в ответах испытуемых выделенных ранее вторичных параметров, оценивались как решенные верно (1) или неверно (0) . Полученная в результате бинарная матрица преобразовывалась с применением процедуры бикластеризации с целью выделения кластеров испытуемых, характеризующихся сочетаниями параметров, которые отражали верность/неверность решения проблемных ситуаций четырех тематических блоков. Установлено, что представленность испытуемых с экспертным выводом, соответствующим недееспособности, дееспособности или ограниченной дееспособности, в полученных кластерах достоверно различается, что доказывает прогностическую валидность методики "Проблемные ситуации".
- ItemПодростки в трудной жизненной ситуации(2024-02-02) Одинцова Мария Антоновна; Радчикова Наталия Павловна; Сорокова Марина ГеннадьевнаПредставлены данные подростков 12-18 лет из разных регионов РФ (N=1718) по методикам: Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ); Многомерная шкала школьной вовлеченности; Шкала реагирования на неопределенность (URS); краткая версия методики изучения копинг-стратегий для подростков СОРЕ-30A; Шкала настойчивости.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »