15.21 Общая психология

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 14 of 14
  • Item
    Ландшафт культурно-исторической психологии в странах БРИКС+ за период 2005—2024: Набор данных
    (МГППУ, 2025-07-01) Шведовская Анна Александровна; Пономарева Виктория Викторовна; Корнеев Алексей Андреевич; Самородов Николай Владимирович
    Контекст и актуальность. Культурно-историческая психология, основанная на работах Л.С. Выготского, продолжает активно развиваться в разных странах мира, включая страны Глобального Юга и блок БРИКС+. В то же время публикационная динамика, география и структура международного сотрудничества в данной области недостаточно исследованы с точки зрения библиометрии. Цель. Провести комплексный библиометрический анализ публикационного ландшафта культурно-исторической психологии за период 2005—2024 годов с акцентом на вклад стран БРИКС+. Исследовательские вопросы. Предполагалось, что в странах БРИКС+ наблюдается устойчивый рост публикационной активности в области культурно-исторической психологии, что сопровождается формированием самостоятельных тематических и кооперационных научных структур. Методы и материалы. В исследование включены 4332 публикации из баз Scopus, OpenAlex, РИНЦ и PsyJournals.ru, отобранные по ключевым словам и библиографическим ссылкам. Проанализированы публикационная динамика, международное сотрудничество, тематические тренды, влияние журналов, в частности — журнала «Культурно-историческая психология». Библиометрический анализ выполнен с использованием инструментов bibliometrix (R), VOSviewer, SPSS и Python. Выборка, В рамках исследования «Ландшафт культурно-исторической психологии в странах БРИКС+: библиометрический анализ» (опубликовано в журнале «Культурно-историческая психология», №3-2025) для выявления динамики и географии публикационной активности, структуры международного научного сотрудничества, ключевых тематических кластеров и институциональных центров, а также оценки роли журнала «Культурно-историческая психология» в развитии и интернационализации научной коммуникации в этой области было собрано три набора данных (датасета): (1) CHP — записи о публикациях на основе баз данных Scopus и OpenAlex, содержащих в названии, аннотации или ключевых словах указания на культурно-исторический подход и связанные с ним концепты; (2) J-CHP — записи о публикациях журнала «Культурно-историческая психология» за все время его существования (период 2005—2024); (3) CJ-CHP — записи о публикациях на основе баз данных Scopus и OpenAlex, в которых публикации журнала «Культурно-историческая психология» цитируются как источник. С учетом лицензионных ограничений в репозитории размещается только датасет J-CHP. Остальные данные предоставляются по запросу. Данные датасета J-CHP представлены записями о публикациях журнала «Культурно-историческая психология» за все время его существования (период 2005—2024). Метод: SQL-запрос к внутренней базе данных портала PsyJournals.ru с выборкой по всем статьям журнала «Культурно-историческая психология». В результате применения запроса было получено 1018 записей за период с 2005 по 2024 год. Без предисловий, редакторских статей, кратких сообщений — 947 записей, вошедших в выборку J-CHP (дата отбора — 15 апреля 2025 года). Вкладка «data» содержит данные, «description» — описание полей. Результаты. Показано, что страны БРИКС+ демонстрируют устойчивый рост публикационной активности с темпами, сопоставимыми или превышающими аналогичные показатели в странах Глобального Севера. Страны БРИКС+ формируют самостоятельные тематические кластеры, однако плотность международного соавторства между ними остается низкой. Вклад журнала «Культурно-историческая психология» в развитие и интернационализацию научной коммуникации подтверждается ростом числа цитирований, в том числе в высокорейтинговых зарубежных журналах. Выводы. Сформировано представление о публикационном ландшафте культурно-исторической психологии как о глобально развивающемся научном направлении, в котором страны БРИКС+ играют все более значимую роль. Библиометрический подход позволяет зафиксировать точки роста, приоритетные исследовательские области и кооперационные дефициты, что может быть полезно для формирования научной политики и развития международных проектов в гуманитарной сфере. Context and Relevance. Cultural-historical psychology, rooted in the works of L.S. Vygotsky continues to develop actively across various countries, including those of the Global South and the BRICS+ bloc. However, the publication dynamics, geographical distribution, and the structure of international collaboration in this field remain insufficiently explored from a bibliometric perspective. Objective. To conduct a comprehensive bibliometric analysis of the publication landscape in cultural-historical psychology from 2005 to 2024, with particular attention to the contribution of BRICS+ countries. Research Questions. It was hypothesised that BRICS+ countries exhibit a steady growth in publication activity in the field of cultural-historical psychology, accompanied by the formation of independent thematic and cooperative scientific structures. Methods and Materials. The study included 4,332 publications extracted from Scopus, OpenAlex, RSCI, and PsyJournals.ru databases, selected using keyword and bibliographic citation searches. The analysis covered publication dynamics, international collaboration, thematic trends, and journal impact, with a particular focus on the journal Cultural-Historical Psychology. The bibliometric analysis was conducted using bibliometrix (R), VOSviewer, SPSS, and Python. Dataset. Within the framework of the study The Landscape of Cultural-Historical Psychology in BRICS+ Countries: A Bibliometric Analysis (published in the journal Cultural-Historical Psychology, No. 3–2025), three datasets were compiled to examine publication dynamics and geography, the structure of international scientific collaboration, key thematic clusters, institutional centres, and to assess the role of the journal Cultural-Historical Psychology in the development and internationalisation of scientific communication in this field: (1) CHP — records of publications from Scopus and OpenAlex databases containing references to the cultural-historical approach and related concepts in titles, abstracts, or keywords; (2) J-CHP — records of all publications in the journal Cultural-Historical Psychology over its entire history (2005–2024); (3) CJ-CHP — records of publications from Scopus and OpenAlex databases that cite articles from the journal Cultural-Historical Psychology. Due to licensing restrictions, only the J-CHP dataset is publicly available in the repository. The other datasets are available upon request. The J-CHP dataset includes records of all publications in the journal Cultural-Historical Psychology over the period 2005–2024. The data were extracted via an SQL query to the internal database of the PsyJournals.ru platform, selecting all articles from the journal Cultural-Historical Psychology. The query resulted in 1,018 records from 2005 to 2024. Excluding forewords, editorial materials, and short communications, the final J-CHP dataset comprises 947 records (retrieved on 15 April 2025). The “data” tab contains the records, while the “description” tab provides field descriptions. Results. The analysis demonstrated that BRICS+ countries show a sustained growth in publication activity, with growth rates comparable to or exceeding those observed in Global North countries. BRICS+ countries are forming independent thematic clusters, although the density of international co-authorship within this group remains low. The contribution of the Cultural-Historical Psychology journal to the development and internationalisation of scientific communication is confirmed by an increasing number of citations, including those in highly ranked international journals. Conclusions. The study outlines the publication landscape of cultural-historical psychology as a globally expanding scientific field in which BRICS+ countries are playing an increasingly significant role. The bibliometric approach provides a basis for identifying growth areas, priority research topics, and cooperation gaps, which may be useful for shaping scientific policy and developing international projects in the humanities.
  • Item
    Исследование личностных предикторов применения морального запрета в этически нагруженных ситуациях с разным предметным контекстом и фокусом действия морального агента
    (МГППУ, 2025-04-17) Горбачева Елена Игоревна; Кабанов Кирилл Валерьевич; Хавыло Алексей Викторович
    Представлен массив данных, полученных при проведении эмпирического исследования личностных предикторов применения морального запрета студентами вуза в этически нагруженных ситуациях с разным предметным контекстом и фокусом действия морального агента. Данные получены в рамках проекта № 23-28-10189, финансируемого Российским научным фондом «Индивидуальные и контекстуальные детерминанты применения моральных запретов у студентов разных профессионально-образовательных групп»
  • Item
    Исследование предпочтений жанров современных видеоигр и индивидуально-психологических различий играющих и не играющих в видеоигры подростков и юношей
    (МГППУ, 2025-04-10) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Конокотин Андрей Владимирович; Лаптева Надежда Михайловна; Смирнова Светлана Юрьевна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна
    Представлен массив данных, полученных при проведении исследования взаимосвязи видеоигровых предпочтений, видеоигрового опыта и склонности к видеоигровой зависимости с индивидуально-личностными особенностями игроков подросткового и юношеского возраста. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Исследование влияния видеоигр и чтения на изменение эмоционального состояния подростков и юношей
    (МГППУ, 2025-03-18) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Конокотин Андрей Владимирович; Лаптева Надежда Михайловна; Смирнова Светлана Юрьевна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна
    Представлен массив данных, полученных при проведении экспериментального исследования краткосрочного воздействия видеоигровой активности и чтения текстов с бумажного носителя на изменение эмоционального состояния испытуемых. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Исследование влияния современных видеоигр на когнитивные процессы подростков и юношей
    (МГППУ, 2025-03-18) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Смирнова Светлана Юрьевна; Лаптева Надежда Михайловна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна; Конокотин Андрей Владимирович
    Представлен массив данных, полученных при проведении экспериментального исследования краткосрочного воздействия видеоигровой активности и чтения текстов с бумажного носителя на когнитивные процессы игроков – управляющие функции, флюидный интеллект, вербальную креативность. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Экспериментальное исследование воздействия двухнедельной видеоигровой активности на когнитивные процессы и эмоциональное состояние игроков юношеского возраста
    (МГППУ, 2025-03-18) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Лаптева Надежда Михайловна; Смирнова Светлана Юрьевна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна
    Представлен массив данных, полученных при проведении экспериментального исследования воздействия двухнедельного игрового опыта на управляющие функции, флюидный интеллект и эмоциональное состояние. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Экспериментальное исследование влияния видеоигр разных жанров, включающих агрессивный и неагрессивный контент, на изменение эмоционального состояния и поведенческих интенций испытуемых
    (МГППУ, 2025-03-17) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Лаптева Надежда Михайловна; Смирнова Светлана Юрьевна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна
    Представлен массив данных, полученных при проведении экспериментального исследования краткосрочного воздействия видеоигр разных жанров и с наличием/отсутствием агрессивного контента на эмоциональное состояние и агрессивные намерения игроков. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Стили научного руководства, мотивация, выгорание, благополучие, настойчивость в научной деятельности аспирантов
    (МГППУ, 2025-03-17) Марчук Лариса Андреевна
    Данные о воспринимаемых стилях научного руководства, поддерживающих или фрустрирующих базовые психологические потребности, мотивацию, выгорание, настойчивость, благополучие
  • Item
    Исследование совместимости квазидвижений и представления движений с внешней зрительной задачей
    (МГППУ, 2025-01-29) Яшин Артем Сергеевич; Шевцова Юлия Геннадьевна; Васильев Анатолий Николаевич; Маковская Анна Евгеньевна; Шишкин Сергей Львович
  • Item
    Медиамногозадачность в повседневности и образовании глазами родителей и учителей
    (МГППУ, 2024-11-19) Солдатова Галина Уртанбековна; Чигарькова Светлана Вячеславна; Кошевая Анастасия Георгиевна
    Работа направлена на исследование отношения родителей и педагогов с разным уровнем цифровой компетентности и пользовательской активности к феномену медиамногозадачности (ММЗ) и ее эффективности. Родители и учителя (N= 283) заполняли опросник для оценки различных аспектов отношения к ММЗ, пользовательской активности, а также методику «Индекс цифровой компетентности». При позитивном отношении к ММЗ в повседневной жизни большинство педагогов и родителей видят в ней фактор снижения эффективности учебной деятельности. Родители и учителя с более высокими показателями успешности цифровой социализации (пользовательская активность и цифровая компетентность) позитивнее относятся к ММЗ. Взрослые, субъективно оценивающие себя как многозадачников, более критично относятся к такому формату деятельности, а многозадачные родители не стремятся развивать такую активность у своих детей, что может объясняться ее восприятием как вынужденной и ресурсозатратной стратегией. Противоречивость представлений о ММЗ у взрослых свидетельствует об отсутствии выработанных стратегий взаимодействия с такой практикой в семье и школе. ММЗ может рассматриваться как инструмент оптимизации деятельности технологически расширенной личности в условиях насыщенной смешанной офлайн/онлайн реальности. Для эффективности этого инструмента необходимы специальные усилия по формированию ММЗ. Неизбежность самостоятельного освоения ММЗ подростками и их субъективная высокая оценка ее эффективности требуют внимания со стороны институтов социализации для обеспечения инструментами управления ММЗ в адекватном формате без ущерба для развития детей.
  • Item
    Анализ мозговой активности при конфигурационном научении с помощью магнитоэнцефалографии
    (МГППУ, 2024-08-22) Денисова Елена Валерьевна; Позняк Лариса Алексеевна; Чернышев Борис Владимирович; Пульцина Кристина Игоревна; Третьякова Вера Дмитриевна
    Работа посвящена исследованию кодирования мозгом комплексных стимулов при конфигурационном ассоциативном научении у человека. В исследовании приняли участие 29 добровольцев. Использовались четыре элементных стимула разной модальности (два зрительных и два слуховых) и два комплексных мультимодальных стимула, которые были составлены из тех же элементных стимулов. Результаты исследования показали, что подкрепление комплексного стимула сопровождается значимым увеличением мощности тета-осцилляций. Кроме того, выявлено, что кодирование конфигурационной ассоциации вовлекает тета-осцилляции в большей степени в сравнении с элементной ассоциацией. Эти эффекты выявлены в локализациях, указывающих на префронтальную кору, левые дорсолатеральные фронтальные области, правые височные области, и заднетеменные (теменно-затылочные) области. Предположительно, этот феномен является отражением вовлечения гиппокампа в кодирование комплексного стимула и взаимодействия между гиппокампом и ассоциативными областями новой коры.
  • Item
    База данных диагностического обследования "Личностные предпосылки отношения к цифровизации российских студентов" (январь - апрель 2022 года)
    (МГППУ, 2024-08-10) Каширский Дмитрий Валерьевич; Сабельникова Наталья Викторовна; Очеретин Антон Сергеевич
    Представлена БД результатов опроса студентов российских вузов в возрасте от 18 до 38 лет (M = 22,23; SD = 3,17; N = 132; 76% девушек), проведенного в январе-апреле 2022 года сразу после окончания локдауна, вызванного распространением короновирусной инфекции. Использовались: анкета «Отношение к цифровизации» (Д.В. Каширский, А.С. Очеретин); тест «Большая пятерка» (BFI-2-S) (К. Сото, О. Джон).
  • Item
    Изменения в содержании и структуре жизненных проектов учащихся в обучающем рефлексивном диалоге
    (МГППУ, 2024-06-13) Логутенкова Ирина Владимировна
    Представлены результаты эмпирического исследования влияния обучающего рефлексивного диалога на формирование жизненных проектов учащихся.
  • Item
    Citation prediction of Russian journals articles in psychology in WoS by articles parameters and eLibrary and PsyJournals altmetrics
    (2022-02-01) Margolis Arkady; Sorokova Marina; Ponomareva Viktoria
    The study identifies citation predictors of Russian scientific publications on psychology in the Web of Science Core Collection (WoS) and compares them with citation predictors in the Russian Science Citation Index (RSCI). Four groups of indicators of various types are considered: formal attributes of the article (12 parameters), article visibility parameters on the eLibrary (3 parameters) and PsyJournals (2 parameters) internet portals, showing the availability of the article text to potential readers, and attributes of the author’s method of scientific citation (3 parameters). Special attention is paid to citation attributes as qualitative characteristics of the author’s way of working on his own scientific text and constructing a dialogue (in the form of citation) with other researchers.