15.21 Общая психология

Permanent URI for this collection

15.21 General psychology

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 20 of 24
  • Item
    Расширенная версия Шкалы самоуправления цифровой повседневностью (СУЦП-2): целостность как потенциал адаптации и благополучия
    (МГППУ, 2025-11-28) Солдатова Галина Уртанбековна; Чигарькова Светлана Вячеславна; Илюхина Светлана Николаевна
    Выборку исследования составили 1841 респондент, среди которых 649 подростков 14–17 лет (M=16,3, SD=0,7, 55% женского пола), 1192 представителей молодёжи 18–39 лет (M=23,4, SD=6,1, 64,3% женского пола), проживающих в городах: Москва (32,2%), Санкт-Петербург (14,9%), Тюмень (14,7%), Ростов-на-Дону (19,2%), Махачкала (19,1%). Респонденты представлены учащимися школ (17,3%), колледжей (24,7%), ВУЗов (34%) и работающими (24%). Были использованы следующие методики: Тест жизнестойкости Мадди (Осин, 2013), Шкала базисных убеждений (Падун, Котельникова, 2007), Шкала субъективного счастья (Осин, Леонтьев, 2020).
  • Item
    Особенности восприятия жизненных изменений у представителей узбекской культуры
    (МГППУ, 2025-11-28) Битюцкая Екатерина Владиславовна; Докучаева Анна Георгиевна; Корнеев Алексей Андреевич; Херувимова Анна Алексеевна
    Работа посвящена изучению восприятия жизненных изменений людьми, проживающими в Узбекистане, и кросс-культурному сравнению российской и узбекской культурных групп. Жизненные изменения рассматриваются как трудная жизненная ситуация, поскольку они требуют повышенных затрат усилий в связи с возрастающей динамикой ситуации. Концептуальная рамка культурно-исторического подхода позволяет предположить, что восприятие изменений и способов совладания с ними могут иметь не только количественные различия, но и специфичные смыслы у представителей разных культур. Ставилась цель выявить особенности восприятия ситуации изменений у представителей узбекской культуры в серии сравнений: а) внутри узбекской выборки для групп с разным реагированием на перемены; б) между узбекской и российской выборками. На материале узбекской выборки (n=279; M = 26,1; SD = 9,11; 82% женщин) проведен анализ латентных профилей с использованием данных опросника «Типы реагирования на ситуацию изменений» (Битюцкая, Базаров, Корнеев, 2021). Это позволило выделить три группы: профили принятия, отвержения перемен и амбивалентного отношения. Для каждого профиля определены особенности восприятия изменений с помощью контент-анализа качественных данных, дисперсионного анализа и попарных сравнений. Далее были проведены кросс-культурные сравнения на материале узбекской выборки и российской выборки, подробно проанализированой в предыдущей работе (Bityutskaya, Dokuchaeva, Korneev, 2025). Для трех групп узбекской выборки выявлены особенности восприятия перемен, что проявилось в более высокой частоте упоминания следующих индикаторов: негативных эмоций, неизбежности изменений, направленного на поиск поддержки копинга — для группы с профилем отвержения перемен; отвлечения — для группы с амбивалентным профилем; позитивных эмоций и оценок изменений, готовности к ним и направленного на анализ своих переживаний копинга — для группы с профилем принятия перемен. Кросс-культурные сравнения двух культурных групп в целом показали для представителей узбекской культуры более высокую частоту упоминания коллективных способов копинга, а также необходимость терпения, в то же время редкие упоминания сопротивления. Кросс-культурное сравнение групп с аналогичными профилями в российской и узбекской выборке выявило наряду с различиями и сходства (валентность оценок и эмоций — для профилей принятия и отвержения перемен). Результаты обсуждаются в контексте культурных моделей совладания с переменами.
  • Item
    Разработка и апробация методики диагностики уязвимости к техникам социальной инженерии на основе индивидуально-типологического подхода Л.Н. Собчик
    (МГППУ, 2025-11-28) Нурмухаметова Ирина Фасхутовна; Нурмухаметов Эрнест Альбертович
    Контекст и актуальность. В эпоху цифровизации, когда высок риск утечки персональных данных в сеть Интернет, люди все чаще становятся жертвами кибермошенничества, в основе которого лежат техники социальной инженерии. Предметное понимание того, какие именно индивидуально-типологические свойства личности предрасполагают к уязвимости перед мошенниками важно для формирования более эффективных стратегий противодействия кибермошенничеству и улучшения кибербезопасности, в целом. Цель. Разработать, описать и провести первичную апробацию авторской методики диагностики индивидуальной уязвимости к техникам социальной инженерии, основанной на теории ведущих тенденций личности Л.Н. Собчик. Гипотеза. Существует статистически значимая связь между ведущими тенденциями личности (по Л.Н. Собчик) и уязвимостью к техникам социальной инженерии. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 185 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет (M = 21,5, SD = 2,8, 68% девушек, 32% юношей). Индивидуально-типологические свойства личности оценивались с помощью методики Л.Н. Собчик, диагностика уязвимости к социальной инженерии осуществлялась на основе разработанной авторской методики «УкСИ». Результаты. Эмпирически подтверждено, что различные конфигурации личностных тенденций обуславливают специфическую уязвимость к определенным манипулятивным техникам социальной инженерии. На основе результатов исследования выделены устойчивые профили риска, что подтверждает конструирующую валидность и диагностическую ценность разработанной методики для выявления «слабых мест» в психологической защите личности. Выводы. Разработанная методика показала свою диагностическую состоятельность и открывает возможности для перехода к персонализированным программам повышения осведомленности в области информационной безопасности. Подтверждена принципиальная возможность и эффективность использования индивидуально-типологического подхода Л.Н. Собчик (теории ведущих тенденций) для диагностики уязвимости к социальной инженерии: глубинные личностные характеристики являются значимым предиктором поведения в ситуациях манипулятивного воздействия, что расширяет существующие представления о природе уязвимости в кибербезопасности.
  • Item
    Массив данных по эмпирическому исследованию "Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека"
    (МГППУ, 2025-11-09) Зенкина Екатерина Владимировна
    Массив данных содержит исходные результаты опроса респондентов, обработку их по "ключу" каждой психодиагностической методики и обобщение данных в виде иллюстраций.
  • Item
    Трансцендентная и трансцендентальная перспектива будущего: структура, валидизация методики (TTTPI) и связь с благополучием в пожилом возрасте
    (МГППУ, 2025-10-31) Новикова Антонина Сергеевна
    Представлены данные двух выборок испытуемых (общая N=285). Первая часть данных направлена на апробацию методики трансцендентной и трансцендентнальной временной перспективы будущего. Вторая часть данных посвящена изучению психологического благополучия в старшем и пожилом возрасте. Данные о временной перспективе будущего: трансцендентной и трансцендентальной (апробация и использование на выборке старшего и пожилого возраста); Использованы также методики: смысложизненных ориентаций, веры в свободу/дереминизм, психологического благополучия, генеративности, учета будущих последствий, субъективного качества времени ("последних лет жизни" и "после смерти"), временной перспективы Зимбардо, диагностики переживаний в деятельности, жизненной позиции личности, оптимизма.
  • Item
    Толерантность и экзистенциальные характеристики армянской и российской студенческой молодежи (репозиторий данных)
    (МГППУ, 2025-10-23) Берберян Ася Суреновна; Геворгян Србуи Рафаеловна; Тепанян Сатеник Аваговна
    В базе представлены данные по показателям толерантности и экзистенциальных характеристик армянской и российской студенческой молодежи. Цель эмпирического исследования заключалась в изучении взаимосвязи уровней толерантности и экзистенциальных характеристик студенческой молодежи в разных социокультурных средах — Республике Армения и Российской Федерации.
  • Item
    Психологические особенности когнитивных и эмоционально-регуляторных процессов у подростков (репозиторий данных)
    (МГППУ, 2025-09-04) Усик Дмитрий Андреевич
    Цель исследования. Исследовать взаимосвязи между когнитивными показателями (общий IQ, рабочая память), стратегиями эмоциональной регуляции (когнитивная переоценка — reappraisal; подавление — suppression), субъективными эмоциональными состояниями и уровнем социальной адаптации у подростков. Метод. Кросс-секционное корреляционное исследование. В выборке — N = 312 подростков (возраст 12–16 лет). Когнитивные показатели регистрировались с помощью субшкал WISC (IQ, шкала рабочей памяти); стратегии эмоциональной регуляции — ERQ (Reappraisal, Suppression); субъективные состояния — шкала САН (настроение, активность, самочувствие); социальная адаптация — авторский/адаптированный индекс SocialAdapt_Index. Процедуры включали групповые анкетирования и индивидуальное тестирование WISC. Данные обрабатывались в R/SPSS; применялись описательная статистика, корреляционный анализ (Pearson), множественная линейная регрессия и медиаторный анализ с бутстрэп-оценками; проверялись предпосылки (нормальность, гомоскедастичность, мультиколлинеарность). Результаты. Описательная статистика показала, что показатели выборки соответствуют ожидаемым нормам для школьной популяции. Корреляционный анализ выявил: положительную связь рабочей памяти с индексом социальной адаптации (r ≈ .40, p < .001) и с субъективным благополучием (r ≈ .29, p < .001); положительную связь переоценки с социальной адаптацией и настроением (r ≈ .34–.38, p < .001); отрицательную связь подавления с социальной адаптацией и самочувствием (r ≈ −.19–.22, p < .01). Множественная регрессия показала, что рабочая память (β ≈ .31, p < .001) и когнитивная переоценка (β ≈ .27, p < .001) являются значимыми положительными предикторами SocialAdapt_Index, подавление — значимый отрицательный предиктор (β ≈ −.14, p < .01); общий IQ вносит меньший, но значимый вклад (β ≈ .10, p < .05). Медиаторный анализ выявил частичную медиацию влияния рабочей памяти на социальную адаптацию через использование когнитивной переоценки (непрямой эффект значим по бутстрэпу).
  • Item
    Психологические особенности подростков 12–15 лет: когнитивное развитие, эмоциональная регуляция и социальная адаптация (репозиторий данных)
    (МГППУ, 2025-09-02) Усик Дмитрий Андреевич
    В исследовании приняли участие 500 школьников, обучающихся в образовательных учреждениях крупных городов и сельских населённых пунктов. Для диагностики использовался комплекс психодиагностических методик: тест Векслера (WISC-IV), методика Дембо–Рубинштейн, шкала эмоциональной регуляции ERQ (Gross, John), опросник социально-психологической адаптации Роджерса–Даймонда и социометрический тест Морено. Кроме того, у части выборки (n = 120) была проведена ретестовая проверка через 3 месяца для оценки устойчивости результатов.
  • Item
    Аутентичность личности в культурном контексте: к вопросу об экзистенциальной исполненности
    (МГППУ, 2025-07-21) Герц Адолат
    Представлены данные исследования (149 человек), изучающего взаимосвязь диспозициональной аутентичности и экзистенциальных мотиваций при различном восприятии культурных сообществ. В качестве респондентов были выбраны 149 человек (91 женщина, 58 мужчин, от 18 до 35 лет, Mвозраст = 23,3 года). Опрос проводился с сентября 2022 по февраль 2023 года онлайн в Google Forms. Респонденты были набраны случайным образом путем привлечения заинтересованных лиц в социальных медиа. Использованы следующие методики: 1. Московская шкала аутентичности (МША) (Reznichenko et al., 2021) предназначена для выявления уровня аутентичности личности и включает в себя пять вопросов и одну шкалу (показатель внутренней согласованности по нашим данным α = 0,726). Оценка ответов происходит по 5-балльной шкале Ликерта. 2. Тест экзистенциальных мотиваций (Шумский, Уколова, Осин, Лупандина, 2016) для определения степени исполненности фундаментальных мотиваций. Методика включает в себя 36 утверждений, сгруппированных в 4 шкалы, которые соответствуют четырем фундаментальным мотивациям: фундаментальное доверие, фундаментальная ценность, самоценность, смысл жизни, а также содержит 12 субшкал (по 3 в каждой шкале), которые соответствуют предпосылкам фундаментальных мотиваций. 3. Методика оценки воспринимаемой культуры сообщества (Галямова, Григорьев, 2022) Опросник разработан А. Галямовой и Д. Григорьевым в 2022 году для измерения воспринимаемой культуры сообщества с ориентациями «горизонтальный – вертикальный» и «индивидуализм – коллективизм». Методика имеет 4 шкалы: горизонтальный – индивидуализм, горизонтальный – коллективизм, вертикальный – индивидуализм, вертикальный – коллективизм.
  • Item
    Психологические ресурсы готовности к профессиональному самоопределению: мета-аналитическое исследование_2019-2024_БАЗА ДАННЫХ
    (МГППУ, 2025-07-09) Кондратюк Наиля Гумеровна; Потанина Анна Михайловна; Моросанова Варвара Ильинична
    База данных подготовлена в рамках мета-аналитического исследования проблемы психологических ресурсов готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
  • Item
    Ландшафт культурно-исторической психологии в странах БРИКС+ за период 2005—2024: Набор данных
    (МГППУ, 2025-07-01) Шведовская Анна Александровна; Пономарева Виктория Викторовна; Корнеев Алексей Андреевич; Самородов Николай Владимирович
    Контекст и актуальность. Культурно-историческая психология, основанная на работах Л.С. Выготского, продолжает активно развиваться в разных странах мира, включая страны Глобального Юга и блок БРИКС+. В то же время публикационная динамика, география и структура международного сотрудничества в данной области недостаточно исследованы с точки зрения библиометрии. Цель. Провести комплексный библиометрический анализ публикационного ландшафта культурно-исторической психологии за период 2005—2024 годов с акцентом на вклад стран БРИКС+. Исследовательские вопросы. Предполагалось, что в странах БРИКС+ наблюдается устойчивый рост публикационной активности в области культурно-исторической психологии, что сопровождается формированием самостоятельных тематических и кооперационных научных структур. Методы и материалы. В исследование включены 4332 публикации из баз Scopus, OpenAlex, РИНЦ и PsyJournals.ru, отобранные по ключевым словам и библиографическим ссылкам. Проанализированы публикационная динамика, международное сотрудничество, тематические тренды, влияние журналов, в частности — журнала «Культурно-историческая психология». Библиометрический анализ выполнен с использованием инструментов bibliometrix (R), VOSviewer, SPSS и Python. Выборка, В рамках исследования «Ландшафт культурно-исторической психологии в странах БРИКС+: библиометрический анализ» (опубликовано в журнале «Культурно-историческая психология», №3-2025) для выявления динамики и географии публикационной активности, структуры международного научного сотрудничества, ключевых тематических кластеров и институциональных центров, а также оценки роли журнала «Культурно-историческая психология» в развитии и интернационализации научной коммуникации в этой области было собрано три набора данных (датасета): (1) CHP — записи о публикациях на основе баз данных Scopus и OpenAlex, содержащих в названии, аннотации или ключевых словах указания на культурно-исторический подход и связанные с ним концепты; (2) J-CHP — записи о публикациях журнала «Культурно-историческая психология» за все время его существования (период 2005—2024); (3) CJ-CHP — записи о публикациях на основе баз данных Scopus и OpenAlex, в которых публикации журнала «Культурно-историческая психология» цитируются как источник. С учетом лицензионных ограничений в репозитории размещается только датасет J-CHP. Остальные данные предоставляются по запросу. Данные датасета J-CHP представлены записями о публикациях журнала «Культурно-историческая психология» за все время его существования (период 2005—2024). Метод: SQL-запрос к внутренней базе данных портала PsyJournals.ru с выборкой по всем статьям журнала «Культурно-историческая психология». В результате применения запроса было получено 1018 записей за период с 2005 по 2024 год. Без предисловий, редакторских статей, кратких сообщений — 947 записей, вошедших в выборку J-CHP (дата отбора — 15 апреля 2025 года). Вкладка «data» содержит данные, «description» — описание полей. Результаты. Показано, что страны БРИКС+ демонстрируют устойчивый рост публикационной активности с темпами, сопоставимыми или превышающими аналогичные показатели в странах Глобального Севера. Страны БРИКС+ формируют самостоятельные тематические кластеры, однако плотность международного соавторства между ними остается низкой. Вклад журнала «Культурно-историческая психология» в развитие и интернационализацию научной коммуникации подтверждается ростом числа цитирований, в том числе в высокорейтинговых зарубежных журналах. Выводы. Сформировано представление о публикационном ландшафте культурно-исторической психологии как о глобально развивающемся научном направлении, в котором страны БРИКС+ играют все более значимую роль. Библиометрический подход позволяет зафиксировать точки роста, приоритетные исследовательские области и кооперационные дефициты, что может быть полезно для формирования научной политики и развития международных проектов в гуманитарной сфере. Context and Relevance. Cultural-historical psychology, rooted in the works of L.S. Vygotsky continues to develop actively across various countries, including those of the Global South and the BRICS+ bloc. However, the publication dynamics, geographical distribution, and the structure of international collaboration in this field remain insufficiently explored from a bibliometric perspective. Objective. To conduct a comprehensive bibliometric analysis of the publication landscape in cultural-historical psychology from 2005 to 2024, with particular attention to the contribution of BRICS+ countries. Research Questions. It was hypothesised that BRICS+ countries exhibit a steady growth in publication activity in the field of cultural-historical psychology, accompanied by the formation of independent thematic and cooperative scientific structures. Methods and Materials. The study included 4,332 publications extracted from Scopus, OpenAlex, RSCI, and PsyJournals.ru databases, selected using keyword and bibliographic citation searches. The analysis covered publication dynamics, international collaboration, thematic trends, and journal impact, with a particular focus on the journal Cultural-Historical Psychology. The bibliometric analysis was conducted using bibliometrix (R), VOSviewer, SPSS, and Python. Dataset. Within the framework of the study The Landscape of Cultural-Historical Psychology in BRICS+ Countries: A Bibliometric Analysis (published in the journal Cultural-Historical Psychology, No. 3–2025), three datasets were compiled to examine publication dynamics and geography, the structure of international scientific collaboration, key thematic clusters, institutional centres, and to assess the role of the journal Cultural-Historical Psychology in the development and internationalisation of scientific communication in this field: (1) CHP — records of publications from Scopus and OpenAlex databases containing references to the cultural-historical approach and related concepts in titles, abstracts, or keywords; (2) J-CHP — records of all publications in the journal Cultural-Historical Psychology over its entire history (2005–2024); (3) CJ-CHP — records of publications from Scopus and OpenAlex databases that cite articles from the journal Cultural-Historical Psychology. Due to licensing restrictions, only the J-CHP dataset is publicly available in the repository. The other datasets are available upon request. The J-CHP dataset includes records of all publications in the journal Cultural-Historical Psychology over the period 2005–2024. The data were extracted via an SQL query to the internal database of the PsyJournals.ru platform, selecting all articles from the journal Cultural-Historical Psychology. The query resulted in 1,018 records from 2005 to 2024. Excluding forewords, editorial materials, and short communications, the final J-CHP dataset comprises 947 records (retrieved on 15 April 2025). The “data” tab contains the records, while the “description” tab provides field descriptions. Results. The analysis demonstrated that BRICS+ countries show a sustained growth in publication activity, with growth rates comparable to or exceeding those observed in Global North countries. BRICS+ countries are forming independent thematic clusters, although the density of international co-authorship within this group remains low. The contribution of the Cultural-Historical Psychology journal to the development and internationalisation of scientific communication is confirmed by an increasing number of citations, including those in highly ranked international journals. Conclusions. The study outlines the publication landscape of cultural-historical psychology as a globally expanding scientific field in which BRICS+ countries are playing an increasingly significant role. The bibliometric approach provides a basis for identifying growth areas, priority research topics, and cooperation gaps, which may be useful for shaping scientific policy and developing international projects in the humanities.
  • Item
    Исследование личностных предикторов применения морального запрета в этически нагруженных ситуациях с разным предметным контекстом и фокусом действия морального агента
    (МГППУ, 2025-04-17) Горбачева Елена Игоревна; Кабанов Кирилл Валерьевич; Хавыло Алексей Викторович
    Представлен массив данных, полученных при проведении эмпирического исследования личностных предикторов применения морального запрета студентами вуза в этически нагруженных ситуациях с разным предметным контекстом и фокусом действия морального агента. Данные получены в рамках проекта № 23-28-10189, финансируемого Российским научным фондом «Индивидуальные и контекстуальные детерминанты применения моральных запретов у студентов разных профессионально-образовательных групп»
  • Item
    Исследование предпочтений жанров современных видеоигр и индивидуально-психологических различий играющих и не играющих в видеоигры подростков и юношей
    (МГППУ, 2025-04-10) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Конокотин Андрей Владимирович; Лаптева Надежда Михайловна; Смирнова Светлана Юрьевна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна
    Представлен массив данных, полученных при проведении исследования взаимосвязи видеоигровых предпочтений, видеоигрового опыта и склонности к видеоигровой зависимости с индивидуально-личностными особенностями игроков подросткового и юношеского возраста. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Исследование влияния видеоигр и чтения на изменение эмоционального состояния подростков и юношей
    (МГППУ, 2025-03-18) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Конокотин Андрей Владимирович; Лаптева Надежда Михайловна; Смирнова Светлана Юрьевна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна
    Представлен массив данных, полученных при проведении экспериментального исследования краткосрочного воздействия видеоигровой активности и чтения текстов с бумажного носителя на изменение эмоционального состояния испытуемых. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Исследование влияния современных видеоигр на когнитивные процессы подростков и юношей
    (МГППУ, 2025-03-18) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Смирнова Светлана Юрьевна; Лаптева Надежда Михайловна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна; Конокотин Андрей Владимирович
    Представлен массив данных, полученных при проведении экспериментального исследования краткосрочного воздействия видеоигровой активности и чтения текстов с бумажного носителя на когнитивные процессы игроков – управляющие функции, флюидный интеллект, вербальную креативность. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Экспериментальное исследование воздействия двухнедельной видеоигровой активности на когнитивные процессы и эмоциональное состояние игроков юношеского возраста
    (МГППУ, 2025-03-18) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Лаптева Надежда Михайловна; Смирнова Светлана Юрьевна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна
    Представлен массив данных, полученных при проведении экспериментального исследования воздействия двухнедельного игрового опыта на управляющие функции, флюидный интеллект и эмоциональное состояние. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Экспериментальное исследование влияния видеоигр разных жанров, включающих агрессивный и неагрессивный контент, на изменение эмоционального состояния и поведенческих интенций испытуемых
    (МГППУ, 2025-03-17) Гаврилова Евгения Викторовна; Шепелева Елена Андреевна; Валуева Екатерина Александровна; Лаптева Надежда Михайловна; Смирнова Светлана Юрьевна; Агеев Никита Ярославович; Аракелова Дарья Антоновна; Дубовик Ирина Александровна; Гайдукова Гузель Ильфаковна
    Представлен массив данных, полученных при проведении экспериментального исследования краткосрочного воздействия видеоигр разных жанров и с наличием/отсутствием агрессивного контента на эмоциональное состояние и агрессивные намерения игроков. Данные получены в рамках проекта «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах».
  • Item
    Стили научного руководства, мотивация, выгорание, благополучие, настойчивость в научной деятельности аспирантов
    (МГППУ, 2025-03-17) Марчук Лариса Андреевна
    Данные о воспринимаемых стилях научного руководства, поддерживающих или фрустрирующих базовые психологические потребности, мотивацию, выгорание, настойчивость, благополучие
  • Item
    Исследование совместимости квазидвижений и представления движений с внешней зрительной задачей
    (МГППУ, 2025-01-29) Яшин Артем Сергеевич; Шевцова Юлия Геннадьевна; Васильев Анатолий Николаевич; Маковская Анна Евгеньевна; Шишкин Сергей Львович
  • Item
    Медиамногозадачность в повседневности и образовании глазами родителей и учителей
    (МГППУ, 2024-11-19) Солдатова Галина Уртанбековна; Чигарькова Светлана Вячеславна; Кошевая Анастасия Георгиевна
    Работа направлена на исследование отношения родителей и педагогов с разным уровнем цифровой компетентности и пользовательской активности к феномену медиамногозадачности (ММЗ) и ее эффективности. Родители и учителя (N= 283) заполняли опросник для оценки различных аспектов отношения к ММЗ, пользовательской активности, а также методику «Индекс цифровой компетентности». При позитивном отношении к ММЗ в повседневной жизни большинство педагогов и родителей видят в ней фактор снижения эффективности учебной деятельности. Родители и учителя с более высокими показателями успешности цифровой социализации (пользовательская активность и цифровая компетентность) позитивнее относятся к ММЗ. Взрослые, субъективно оценивающие себя как многозадачников, более критично относятся к такому формату деятельности, а многозадачные родители не стремятся развивать такую активность у своих детей, что может объясняться ее восприятием как вынужденной и ресурсозатратной стратегией. Противоречивость представлений о ММЗ у взрослых свидетельствует об отсутствии выработанных стратегий взаимодействия с такой практикой в семье и школе. ММЗ может рассматриваться как инструмент оптимизации деятельности технологически расширенной личности в условиях насыщенной смешанной офлайн/онлайн реальности. Для эффективности этого инструмента необходимы специальные усилия по формированию ММЗ. Неизбежность самостоятельного освоения ММЗ подростками и их субъективная высокая оценка ее эффективности требуют внимания со стороны институтов социализации для обеспечения инструментами управления ММЗ в адекватном формате без ущерба для развития детей.