15.81 Прикладная психология
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
- ItemДети и подростки на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий: актуальное состояние и психологические последствий (часть 1 по результатам ответов родителей (законных представителей) и педагогов обучающихся младшего школьного возраста)(МГППУ, 2025-10-23) Ульянина Ольга Александровна; Юрчук Ольга Леонидовна; Александрова Лада Анатольевна; Никифорова Екатерина Александровна; Файзуллина Ксения Александровна; Тараненко Ольга АнатольевнаВ репозитории представлены результаты психодиагностического обследования 2 524 обучающихся 1-4 классов на основании ответов их родителей (законных представителей) и педагогов (классных руководителей) классов, где обучаются несовершеннолетние. В исследовании приняли участие респонденты из шести субъектов Российской Федерации: субъекты Российской Федерации, граничащие с зоной проведения специальной военной операции (далее – СВО) (Республика Крым, Брянская область; исторические регионы Российской Федерации, присоединившиеся к Российской Федерации в 2022 году (Луганская Народная Республика, Запорожская, Херсонская области); субъекты Российской Федерации, территориально удаленные от зоны проведения СВО (Кемеровская область – Кузбасс). Репозиторий представляет собой иллюстрацию части данных, полученных в результате изучения актуального состояния и психологических последствий детей и подростков, находившихся/находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий. Цель исследования – оценка особенностей реагирования несовершеннолетних, пострадавших от боевых действий, в зависимости от степени подверженности данным событиям, а также оценка роли психологических ресурсов и ресурсов социальной поддержки в совладании со стрессом.
- ItemВзаимосвязь жизнеспособности и психологического благополучия у женщин с угрозой прерывания беременности(МГППУ, 2025-10-13) Кузьмина Анна Сергеевна; Стоянова Ирина ЯковлевнаБаза данных содержит результаты обсервационного одномоментного аналитического исследования беременных женщин. В выборку исследования включены 76 женщин со сроком беременности 15-20 недель. Из них 35 женщин имеют угрозу прерывания беременности и составляют основную группу, 41 женщина с нормально протекающей беременности включены в контрольную группу. Средний возраст женщин, участвующих в исследовании, составил 24 года и 3 месяца. База данных содержит результаты обследования по опроснику «Жизнеспособность личности» А.А. Нестерова, опроснику психологического благополучия Рифф PWB-M (в адаптации Н.Н. Лепешинского).
- ItemИзучение личностных ресурсов обучающихся как предикторов психологической безопасности образовательной среды(МГППУ, 2025-10-13) Гребенщикова Вероника Петровна; Петросянц Виолетта Рубеновна; Гридяева Людмила Николаевна; Филатова Лилия Эльдаровна; Худякова Татьяна Леонидовна; Ульянина Ольга АлександровнаВ репозитории представлены результаты психодиагностического обследования обучающихся 9-11 классов. В исследовании приняли участие респонденты из субъектов Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации. Цель исследования – выявить личностные предикторы психологической безопасности в образовательной среде обучающихся субъектов Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации. Всего в исследовании приняли участие 1834 обучающихся. Из них 737 обучающихся субъектов Российской Федерации и 1097 обучающихся новых субъектов Российской Федерации (на территориях Запорожской области и Луганской Народной Республики).
- ItemВыборка для проверки теории неопределенности-идентичности М. Хогга(МГППУ, 2025-08-27) Налетова Дарья Александровна; Дворянчиков Николай Викторович; Дворянчикова Ксения НиколаевнаДанная работа посвящена исследованию возможности оценки риска радикализации в подростковой и молодёжной среде через призму теории неопределенности-идентичности М. Хогга.
- ItemЛичностные ресурсы родителей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями(МГППУ, 2025-07-01) Штанько Диана ВладимировнаОнкологическое заболевание ребенка является травматическим событием для всех членов семьи, осознание уровня витального риска, который несет данный диагноз, ведет к различным психическим нарушениям всех участников данного процесса. Цель исследования: выявить связи между личностными ресурсами, особенностью лечения и психическими нарушениями у родителей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями. Методики: шкала депрессии и тревоги Бека, HADS, SCL-90, тест жизнестойкости, УСК. В выборку вошли 61 испытуемый, все матери, имеющие ребенка с онкологическим заболеванием. По полученным результатам можно сделать вывод, что у матерей, имеющих детей с онкологическим заболеванием, выявляются симптомы депрессии, тревоги, межличностной сензитивности и ОКР. Показатели жизнестойкости снижены. У испытуемых превалирует экстернальный локус контроля. У родителей с одним ребенком выше показатели депрессии и ниже показатели принятия риска. Более высокие показатели депрессии связаны с экстернальным локусом контроля, возрастом ребенка и временем лечения. Высокая тревога связаны с экстернальным локусом контроля, временем отсутствия дома, возрастом ребенка и продолжительностью лечения.
- ItemБаза данных лонгитюдного исследования профессиональной мотивации студентов вуза, получающих педагогическое образование(МГППУ, 2025-07-01) Орлова Ольга Александровна; Яремчук Светлана Владимировна; Ситяева Снежана Михайловна; Амбросова Валерия ИвановнаПредставлена база данных лонгитюдного исследования студентов, получающих профессию педагога, которая отражает динамику профессиональных намерений и мотивации, представлений о себе как о педагоге, в зависимости от внутренних характеристик (общей самоэффективности, мотивации) и внешних (организация обучения и педагогической практики) переменных. Опрос проводился c помощью Яндекс-форм. Выборка составила 68 студентов вуза. Возраст студентов на момент первого среза, который был проведен в 2024 году, составил от 18 до 23 лет (средний возраст - 19,18 лет), на момент второго среза в 2025 году – от 19 до 24 лет (средний возраст – 20,15 лет).
- ItemОсобенности совладающего поведения, жизнестойкости, базисных убеждений о болезни и её эмоционального восприятия у лиц, перенёсших корковые ишемические инсульты(МГППУ, 2025-06-19) Полякова Алена Сергеевна; Фролова Светлана ВалериевнаКонтекст и актуальность. Особенности адаптации личности к приобретённым нарушениям здоровья нередко предопределяют характер сотрудничества со специалистами в процессе реабилитационной работы, влияя на вариативность исходов личностно-социального восстановления человека, перенёсшего инсульт. Теоретической основой исследования стал когнитивно-феноменологический подход к совладанию со стрессом Лазарус Р., Фолкман С., классификация адаптационных ресурсов личности Леонтьева Д.А., а также концепция репрезентаций заболевания Leventhal H. Цель. Выявление особенностей совладающего поведения, жизнестойкости, базисных убеждений о болезни и её эмоционального восприятия у лиц, перенёсших корковые ишемические инсульты. Гипотеза. Лица, перенёсшие инсульты, демонстрируют меньшую выраженность адаптивных стратегий совладания и жизнестойких убеждений. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 150 респондентов, в том числе 50 человек, перенёсших корковые ишемические инсульты (возраст 50,9±7,1, 53% женщин) и 100 условно здоровых студентов и сотрудников (возраст 50,9±7,1, 48% женщин). Совладающее поведение, жизнестойкость, эмоциональное состояние, когнитивные репрезентации болезни и её эмоциональное восприятие оценивались комплексом тестовых методик (сокращённый опросник копинг-стратегий COPE-30, краткая шкала жизнестойкости, опросник базисных убеждений о болезни, опросник эмоционального восприятия болезни, госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS), также учитывались социо-демографические характеристики и специфика корковой ишемии. Результаты. Результаты показали, что лица, перенёсшие корковые инсульты, демонстрируют меньшую выраженность адаптивного совладания, низкую жизнестойкость и субдепрессивные переживания. Выводы. Показано, что эмоциональное восприятие болезни зависит от уровня образования; структура адаптационных ресурсов различается у здоровых лиц и постинсультных больных; обнаружены различия в убеждениях и эмоциональном восприятии болезни при право- и левополушарных поражениях. Рекомендована разработка более дифференцированных подходов психологического сопровождения в реабилитации, а также обозначены перспективы дальнейшего изучения репрезентаций заболевания у постинсультных больных.
- ItemИсследование травматического опыта и факторов успешного совладания с ним у участников образовательных отношений в свете разработки и апробации Концепции Школы, отзывчивой к детской травме(МГППУ, 2025-06-06) Ульянина Ольга Александровна; Юрчук Ольга Леонидовна; Александрова Лада Анатольевна; Оконовенко Дмитрий Валерьевич; Никифорова Екатерина Александровна; Дмитриева Светлана ОлеговнаВ репозитории представлены результаты психодиагностического обследования обучающихся 5-11 классов и их родителей (законных представителей). В исследовании приняли участие респонденты из девяти субъектов Российской Федерации: субъекты Российской Федерации, граничащие с зоной проведения специальной военной операции (далее – СВО); исторические регионы Российской Федерации, присоединившиеся к Российской Федерации в 2022 году; субъекты Российской Федерации, территориально удаленные от зоны проведения СВО. Цель исследования – оценка распространенности травматического опыта и факторов успешного совладания с ним у обучающихся общеобразовательных организаций. Всего в исследовании приняли участие 14 545 человек.
- ItemОпросник «Общая установка по отношению к стрессу»: русскоязычная адаптация(МГППУ, 2025-05-28) Лебедева Наталья Александровна; Соленова Екатерина Николаевна; Соленов Игорь ВладимировичЦелью исследования стала адаптация и валидизация русскоязычной версии опросника «Общая установка по отношению к стрессу» (Stress Mindset Measure-General). 1. В исследовании приняли участие 565 человек: 336 мужчин и 229 женщин; 387 курсантов и 178 студентов. Эти участники заполнили опросник SMM-G, и их данные были использованы для расчета надежности и факторной структуры опросника. 2. Ретестирование проводилось через месяц после первоначального тестирования, выборка составила 189 человек. 3. 315 участников заполнили все методики для валидизации полностью и были включены в анализ дискриминативной валидности методики. Методики для валидизации: Шкала воспринимаемого стресса-10, Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера ‒ Ханина, Тест жизнестойкости в модификации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, Тест диспозиционного оптимизма, Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности С. Баднера в адаптации Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой, Краткая версия опросника метакогнитивных убеждений.
- ItemРазработка оригинального опросника механизмов ассимиляции-элиминации(МГППУ, 2025-05-28) Вагин Юрий Робертович; Курмелева Анастасия Игоревна; Зиновьева Мария Елизавета Максимовна; Белякин Александр ОлеговичМеханизмы ассимиляции (включение существенного) и элиминации (удаление лишнего) играют ключевую роль в психическом здоровье и субъективной удовлетворенности жизнью, однако существующие инструменты их оценки недостаточно разработаны. Теоретической основой исследования выступили концепции психологической адаптации, ассертивности и суверенности психологического пространства. Представлены данные первой и второй апробации при разработке нового оригинального опросника механизмов ассимиляции и элиминации.
- ItemБаза данных апробации опросника FIT-Choice (Factors Influencing Teaching Choice) Scale (Факторы выбора педагогической профессии)(МГППУ, 2025-03-24) Яремчук Светлана Владимировна; Ситяева Снежана Михайловна; Амбросова Валерия Ивановна; Орлова Ольга Александровна; Середенина Анастасия Анатольевна; Северинова Снежана Сергеевна; Герасимова Кристина НиколаевнаБаза данных представляет собой результаты пошаговой апробации опросника FIT-Choice (Factors Influencing Teaching Choice) Scale (Факторы выбора педагогической профессии) на выборке 310 студентов, получающих педагогическое образование. База включает в себя сырые данные по методике, а также данные факторного анализа, результаты проверки надежности и валидности методики, распределения шкал на нормальность, результаты расчета тестовых норм. Также в приложении представлен перевод текста опросника и ключи для его обработки.
- ItemПрофессиональное самоопределение личности: библиометрический анализ отечественных исследований(МГППУ, 2025-03-17) Селезнева Александра Игоревна; Любчиков Михаил Николаевич; Грибанов Игорь НиколаевичПредставлена база статей для проведения библиометрического и систематического анализа литературы по тематике профессионального самоопределения личности. Исследование проведено в Азовском государственном педагогическом университете в сентябре-октябре 2024 г.
- ItemБаза данных апробации опросника "Шкала материнской амбивалентности" (Maternal Ambivalence Scale - MAS)(МГППУ, 2025-03-17) Коргожа Мария Александровна; Швец Дарья ВладимировнаБаза данных представляет собой сведения респондентов, принявших участие в исследовании по апробации русскоязычной версии шкалы материнской амбивалентности (Maternal Ambivalence Scale - MAS). Приведены данные 1392 респондентов: некоторые социально-демографические данные и ответы на опросники "Шкала материнской амбивалентности" (авторы Martin-Sanchez M.B. и соавт., в адаптации Коргожи М.А., Швец Д.В.), опросник удовлетворенности материнством (авторы Захарова Е.И., Калачева Н.Ю.) , "Шкала DASS-21" (в адаптации Руженковой В.В., Руженкова В.А. и Хамской И.С.), опросник «Шкала родительского стресса» – «Parental Stress Scale – PSS» (авторы J.D. Berry, W.H. Jones, в адаптация Мисиюк Ю.В., Тихоновой И.В.) и "Шкала дифференциальных эмоций" (К. Изард, в адаптации Леоновой А.В. и Капицы М.С.).
- ItemБаза данных психофизиологических показателей вовлеченности в онлайн-обучение(МГППУ, 2025-02-18) Толстова Мария Анатольевна; Горчакова Олеся Юрьевна; Ларионова Анастасия Вячеславовна; Филькина Александра Витальевна; Нестеренко Валерия ВитальевнаБаза данных содержит показатели электродермальной активности, а также айтрекинговые данные респондентов, прошедших экспериментальное исследование вовлеченности в онлайн-обучение. Респонденты, учувствовавшие в исследовании, являются студентами бакалавриата и магистратуры томских госуниверситетов. Цель исследования – выявление психофизиологических особенностей восприятия образовательного контента с применением инструментальной диагностики. База данных может применяться в экспериментальных психологических исследованиях (фундаментальных и прикладных), психологами, педагогами, а также учеными, занимающимися исследованиями в области нейротехнологий и когнитивного маркетинга.
- ItemШкала настойчивости (взрослые)(МГППУ, 2025-01-17) Матвиенко Марина Александровна; Музолевская Екатерина НиколаевнаПредставлены данные 179 взрослых респондентов в возрасте от 17 до 61 года (средний возраст = 30 ± 11 лет; медиана = 29 лет; 89% женского пола), по методикам: краткая версия методика изучения копинг-стратегий СОРЕ-30; Волевые качества личности (ВКЛ), Шкала настойчивости.
- ItemИсследование факторов склонности к руминациям(МГППУ, 2024-12-25) Пуговкина Ольга Дмитриевна; Чайко Дарья ОлеговнаПредставлены результаты исследования связи руминаций с индивидуальными личностными характеристиками в контексте проблемы эмоциональной дезадаптации и суицидального поведения в подростковом (N=34) и юношеском (N=89) возрасте.
- ItemИсследование психологических факторов эмоциональной дезадаптации студентов(МГППУ, 2024-12-25) Клименкова Елизавета Николаевна; Москачева Мария Александровна; Холмогорова Алла БорисовнаВ исследовании приняли участие 80 студентов различных медицинских специальностей в возрасте от 17 до 26 лет (средний возраст ⎯ 18,48 лет), 17 мужчин, 63 женщины, обучающихся в вузах города Ростов-на-Дону. Исследование проведено в опоре на многофакторную биопсихосоциальную модель аффективных расстройств А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян. Исследование проведено в форме онлайн-опроса батареей из 10 методик, включая методики, направленные на оценку эмоционального состояния, макросоциальные, семейные, интерперсональные и личностные факторы эмоциональной дезадаптации.
- ItemИсследование эмоциональной дезадаптации в подростковом возрасте: факторы риска и факторы-протекторы(МГППУ, 2024-12-25) Ермакова Арина Максимовна; Холмогорова Алла Борисовна
- ItemИсследование "Проблемное использование интернета как макросоциальный фактор эмоциональной дезадаптации и суицидального поведения и субъектная позиция в учебной деятельности как фактор протектор проблемного использования интернета"(МГППУ, 2024-12-25) Казаринова Екатерина Юрьевна; Собур Виталий Витальевич; Холмогорова Алла Борисовна; Басова Анна Яновна
- ItemЦИКЛ ИССЛЕДОВАНИЙ «Факторы суицидального поведения детей, подростков и молодежи»(МГППУ, 2024-12-25) Борисоник Евгения Владимировна; Овасапян Лилит РобертовнаПредставлены данные исследования факторов риска и факторов протекторов формирования суицидального поведения у студентов высших учебных заведений, совершивших суицидальную попытку. В исследовании приняли участие 39 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст — 20 лет), совершивших попытку суицида. Исследование включало методики, направленные на оценку эмоционального состояния, макросоциальных, семейных, интерперсональных и личностных факторов суицидального риска.
