15.81 Прикладная психология

Permanent URI for this collection

15.81 Applied psychology

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 20 of 31
  • Item
    Массив данных по эмпирическому исследованию "Экзистенциальная психотерапия: мотивация выбора и оценка эффективности"
    (МГППУ, 2025-12-22) Воробьева Анастасия Александровна
    Представленный набор данных включает результаты эмпирического исследования эффективности экзистенциальной психотерапии и структурирован в двух взаимодополняющих таблицах: первая содержит массив первичных данных анкетирования с фиксацией социодемографических, клинико-анамнестических характеристик респондентов и феноменологических самоотчетов о динамике состояния, тогда как вторая представляет собой сводные результаты лонгитюдного анализа (срезы «март» и «сентябрь»), объединяющие количественные показатели психометрической диагностики (шкала «Экзистенции» А. Лэнгле, методика Дембо-Рубинштейн) с качественной интерпретацией изменений в структуре самосознания и уровне притязаний испытуемых. Также в обоих таблицах содержатся ответы на вопросы авторского опросника для эмпирической оценки изменений психологического состояния клиентов в ходе экзистенциальной психотерапии.
  • Item
    Поведенческие данные в магнитоэнцефалографическом исследовании по изучению мозговых механизмов переобучения в процессе ассоциативного научения
    (МГППУ, 2025-12-22) Газизов Темир Аликович; Воробьева Алисия Нуньес
    Сводные таблицы (csv), содержащие временные метки начала стимула, начала ответа, времени реакции, лейблы отмечающие тип ответа, коды соответствия временных меток, а также лейблы стимулов для всех испытуемых. Таблицы результатов (csv) в которых отображены результаты поведенческого анализа: количество правильных ответов и ошибок для всех условий, подсчет времен реакций и итоговые таблицы, обобщающие результаты. Summary tables (CSV) containing stimulus onset, response onset, and reaction time timestamps, response type labels, timestamp matching codes, and stimulus labels for all subjects. Results tables (CSV) displaying the behavioral analysis results: the number of correct responses and errors for all conditions, reaction time counts, and final tables summarizing the results.
  • Item
    Саморегуляция как фактор психического здоровья и здоровьесберегательного поведения пожилых людей
    (МГППУ, 2025-11-24) Лаврова Мария Александровна
    База данных содержит данные 551 респондента в возрасте 60-74 лет. Для оценки саморегуляции использовались: методика «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» В.И. Моросановой, опросник «Эмоциональная дисрегуляция» Н.А. Польской, А.Ю. Разваляевой, опросник темпераментных черт DOTS А. Томаса. Психическое здоровье оценивалось с помощью методики «Международный опросник качества жизни SF-36». Здоровьесберегательное поведение фиксировалось с помощью анкетных вопросов.
  • Item
    База данных апробации русскоязычной версии методики изучения педагогической самоэффективности Teacher Efficacy Scale (Short Form)
    (МГППУ, 2025-11-18) Яремчук Светлана Владимировна; Ситяева Снежана Михайловна; Амбосова Валерия Ивановна; Орлова Ольга Александровна; Герасимова Кристина Николаевна; Коваленко Анастасия Анатольевна; Северинова Снежана Сергеевна
    База данных представляет собой результаты апробации русскоязычной версии методики изучения педагогической самоэффективности Teacher Efficacy Scale (Short Form) на выборке на выборке 906 учителей Хабаровского края. База включает в себя сырые данные по методике, а также приложение с утверждениями методики.
  • Item
    Оценка влияния систем искусственного интеллекта на клиническое мышление ветеринарных специалистов
    (МГППУ, 2025-11-17) Килячкова Надежда Владимировна
    Актуальность: Активное внедрение систем поддержки принятия решений (СППР) на основе нейросетей в ветеринарную практику требует комплексного изучения их влияния на профессиональные компетенции специалистов. Особую значимость приобретает оценка долгосрочных эффектов использования искусственного интеллекта в клинической диагностике. Цель исследования: Оценить влияние длительного использования СППР на основе нейросетей на когнитивные функции и метакогнитивные процессы ветеринарных врачей. Материалы и методы: Проведено 9-месячное лонгитюдное исследование с участием 120 ветеринарных врачей. Применялись диагностический кейс-тест (DCT), тест скорости распознавания паттернов (PRT), опросник доверия к технологиям (TTS) и шкала метакогнитивной уверенности (MCS). Статистический анализ выполнялся с использованием многофакторного дисперсионного анализа. Результаты: Установлено статистически значимое снижение точности самостоятельной диагностики в экспериментальной группе с 84% до 71% (p < 0,01). Выявлено снижение метакогнитивной уверенности на 23% и упрощение вербальных протоколов (на 35% меньше диагностических гипотез). Обнаружена отрицательная корреляция между уровнем доверия к ИИ и сохранностью профессиональных навыков (r = -0,67). Выводы: Длительное использование СППР приводит к снижению самостоятельных диагностических навыков и метакогнитивной уверенности ветеринарных врачей. Необходима разработка сбалансированного подхода к интеграции ИИ, сочетающего технологическую поддержку с сохранением клинического мышления.
  • Item
    Измерение учебного стресса: валидизация Русской версии Шкалы учебного стресса Лакаева
    (МГППУ, 2025-11-11) Карпова Анастасия Дмитриевна
    Опросник LASRS–2 представляет собой современный инструмент для оценки учебного стресса. Проверка инструмента и международное изучение доказали его эффективность, измерительную способность и конструктную валидность. Цель исследования: представить результаты психометрической проверки Русской версии Шкалы учебного стресса Лакаева на выборке учащихся 11 классов, включая оценку его конструктной валидности, факторной структуры и измерительной инвариантности по полу. Для анализа психометрических характеристик опросника использовались результаты, полученные от 976 одиннадцатиклассников в возрасте от 16 до 18 лет (M = 17, SD = 0,35), 24,3% — юноши, 75,7% — девушки. Для проверки конвергентной валидности использовалась Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (Осин, Леонтьев, 2020), а также Индекс физического благополучия (Канонир, Угланова, Куликова, 2022). Результаты исследования показали, что русскоязычная версия опросника учебного стресса является надежным и комплексным инструментом, пригодным для изучения уровня учебного стресса учащихся выпускных классов, а также эффективно применяемым в практике психологической диагностики и консультировании подростков в образовательных учреждениях.
  • Item
    Исследование связи ранних дезадаптивных схем с особенностями межличностных отношений у людей, имеющих неблагоприятный детский опыт
    (МГППУ, 2025-11-07) Гонзалес Татьяна Александровна
    Контекст и актуальность. Детерминирована перспективностью схема-ориентированного подхода как варианта психотерапевтической и психокоррекционной работы и недостаточностью эмпирических данных об изучении особенностей ранних дезадаптивных схем на неклинической выборке. Цель. Изучение связи между ранними дезадаптивными схемами (РДС) и особенностями межличностных отношений у лиц с неблагоприятным детским опытом (НДО). Гипотеза. Неблагоприятный детский опыт связан с формированием РДС, которые сохраняются во взрослой жизни, искажают представления о себе и других, что приводит к дисфункциональному взаимодействию. В исследовании участвовали 103 человека (69 женщины и 34 мужчина) в возрасте 20–30 лет. Были использованы опросники YSQ S3R, ДМО, IDI и ACE. Результаты и выводы. Подтверждена связь ранних дезадаптивных схем (РДС) с неблагоприятным детским опытом (НДО) и межличностной зависимостью. Наиболее выраженные различия выявлены в домене «нарушение автономии», что подтверждает роль потребности в зависимости в развитии РДС этого домена. У людей с НДО сильнее выражены схемы: «Эмоциональная депривация», «Покинутость», «Недоверие», «Социальная отчужденность», «Дефективность», «Уязвимость», «Покорность», «Подавление эмоций», «Негативизм», «Самопожертвование» и «Подозрительный» тип межличностных отношений. Полученные результаты расширяют представления о РДС у людей с НДО и открывают перспективы для дальнейших исследований, а также разработки профилактических и терапевтических подходов.

 Материалы и методы Для исследования были применены четыре методики:
 Схемный опросник Янга (YSQ S3R) предназначен для определения степени сформированности ранних дезадаптивных схем (устойчивых структур, которые включают воспоминания, эмоции, когниции и телесные ощущения) (Jeffrey Young, 2005) в адаптации П. М. Касьяник, Е. В. Романова (2013);
 Тест диагностики межличностных отношений (ДМО, Опросник Лири). (Timothy Leary et al., 1955) в адаптации Л. Н. Собчик (1970-е);
 Тест на межличностную зависимость (Interpersonal Dependency Inventory, IDI) (R. Hirschfeld, 1977) в адаптации О. П. Макушина (2005);
 Опросник неблагоприятного детского опыта – Adverse Childhood Experiences (ACE). Исследование Неблагоприятного Детского Опыта (НДО) или (ACE) основано на масштабном 30-летнем исследовании, проведенном Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и клиникой Kaiser Permanente. (В. Фелитти, Р. Анда), в адаптации Е.А. Катан.
  • Item
    Дети и подростки на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий: актуальное состояние и психологические последствия (часть 2 по результатам ответов родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста)
    (МГППУ, 2025-10-30) Ульянина Ольга Александровна; Юрчук Ольга Леонидовна; Александрова Лада Анатольевна; Никифорова Екатерина Александровна; Файзуллина Ксения Александровна
    В репозитории представлены результаты психодиагностического обследования 1 672 обучающихся дошкольных образовательных организаций и 3 702 обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций на основании ответов их родителей (законных представителей). В исследовании приняли участие респонденты из шести субъектов Российской Федерации: субъекты Российской Федерации, граничащие с зоной проведения специальной военной операции (далее – СВО) (Республика Крым, Брянская область; исторические регионы Российской Федерации, присоединившиеся к Российской Федерации в 2022 году (Луганская Народная Республика, Запорожская, Херсонская области); субъекты Российской Федерации, территориально удаленные от зоны проведения СВО (Кемеровская область – Кузбасс). Репозиторий представляет собой иллюстрацию части данных, полученных в результате изучения актуального состояния и психологических последствий пережитого травматического опыта у детей и подростков, находившихся/находящихся на территориях, в той или иной степени пострадавших в результате боевых действий. Цель исследования – оценка особенностей реагирования несовершеннолетних, в той или иной степени пострадавших в результате боевых действий, в зависимости от степени подверженности воздействию таких событий, а также оценка роли психологических ресурсов и ресурсов микросоциальной семейной поддержки в совладании со стрессом и последствиями психотравмирующих событий.
  • Item
    Дети и подростки на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий: актуальное состояние и психологические последствий (часть 1 по результатам ответов родителей (законных представителей) и педагогов обучающихся младшего школьного возраста)
    (МГППУ, 2025-10-23) Ульянина Ольга Александровна; Юрчук Ольга Леонидовна; Александрова Лада Анатольевна; Никифорова Екатерина Александровна; Файзуллина Ксения Александровна; Тараненко Ольга Анатольевна
    В репозитории представлены результаты психодиагностического обследования 2 524 обучающихся 1-4 классов на основании ответов их родителей (законных представителей) и педагогов (классных руководителей) классов, где обучаются несовершеннолетние. В исследовании приняли участие респонденты из шести субъектов Российской Федерации: субъекты Российской Федерации, граничащие с зоной проведения специальной военной операции (далее – СВО) (Республика Крым, Брянская область; исторические регионы Российской Федерации, присоединившиеся к Российской Федерации в 2022 году (Луганская Народная Республика, Запорожская, Херсонская области); субъекты Российской Федерации, территориально удаленные от зоны проведения СВО (Кемеровская область – Кузбасс). Репозиторий представляет собой иллюстрацию части данных, полученных в результате изучения актуального состояния и психологических последствий детей и подростков, находившихся/находящихся на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий. Цель исследования – оценка особенностей реагирования несовершеннолетних, пострадавших от боевых действий, в зависимости от степени подверженности данным событиям, а также оценка роли психологических ресурсов и ресурсов социальной поддержки в совладании со стрессом.
  • Item
    Взаимосвязь жизнеспособности и психологического благополучия у женщин с угрозой прерывания беременности
    (МГППУ, 2025-10-13) Кузьмина Анна Сергеевна; Стоянова Ирина Яковлевна
    База данных содержит результаты обсервационного одномоментного аналитического исследования беременных женщин. В выборку исследования включены 76 женщин со сроком беременности 15-20 недель. Из них 35 женщин имеют угрозу прерывания беременности и составляют основную группу, 41 женщина с нормально протекающей беременности включены в контрольную группу. Средний возраст женщин, участвующих в исследовании, составил 24 года и 3 месяца. База данных содержит результаты обследования по опроснику «Жизнеспособность личности» А.А. Нестерова, опроснику психологического благополучия Рифф PWB-M (в адаптации Н.Н. Лепешинского).
  • Item
    Изучение личностных ресурсов обучающихся как предикторов психологической безопасности образовательной среды
    (МГППУ, 2025-10-13) Гребенщикова Вероника Петровна; Петросянц Виолетта Рубеновна; Гридяева Людмила Николаевна; Филатова Лилия Эльдаровна; Худякова Татьяна Леонидовна; Ульянина Ольга Александровна
    В репозитории представлены результаты психодиагностического обследования обучающихся 9-11 классов. В исследовании приняли участие респонденты из субъектов Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации. Цель исследования – выявить личностные предикторы психологической безопасности в образовательной среде обучающихся субъектов Российской Федерации и новых субъектов Российской Федерации. Всего в исследовании приняли участие 1834 обучающихся. Из них 737 обучающихся субъектов Российской Федерации и 1097 обучающихся новых субъектов Российской Федерации (на территориях Запорожской области и Луганской Народной Республики).
  • Item
    Личностные ресурсы родителей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями
    (МГППУ, 2025-07-01) Штанько Диана Владимировна
    Онкологическое заболевание ребенка является травматическим событием для всех членов семьи, осознание уровня витального риска, который несет данный диагноз, ведет к различным психическим нарушениям всех участников данного процесса. Цель исследования: выявить связи между личностными ресурсами, особенностью лечения и психическими нарушениями у родителей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями. Методики: шкала депрессии и тревоги Бека, HADS, SCL-90, тест жизнестойкости, УСК. В выборку вошли 61 испытуемый, все матери, имеющие ребенка с онкологическим заболеванием. По полученным результатам можно сделать вывод, что у матерей, имеющих детей с онкологическим заболеванием, выявляются симптомы депрессии, тревоги, межличностной сензитивности и ОКР. Показатели жизнестойкости снижены. У испытуемых превалирует экстернальный локус контроля. У родителей с одним ребенком выше показатели депрессии и ниже показатели принятия риска. Более высокие показатели депрессии связаны с экстернальным локусом контроля, возрастом ребенка и временем лечения. Высокая тревога связаны с экстернальным локусом контроля, временем отсутствия дома, возрастом ребенка и продолжительностью лечения.
  • Item
    База данных лонгитюдного исследования профессиональной мотивации студентов вуза, получающих педагогическое образование
    (МГППУ, 2025-07-01) Орлова Ольга Александровна; Яремчук Светлана Владимировна; Ситяева Снежана Михайловна; Амбросова Валерия Ивановна
    Представлена база данных лонгитюдного исследования студентов, получающих профессию педагога, которая отражает динамику профессиональных намерений и мотивации, представлений о себе как о педагоге, в зависимости от внутренних характеристик (общей самоэффективности, мотивации) и внешних (организация обучения и педагогической практики) переменных. Опрос проводился c помощью Яндекс-форм. Выборка составила 68 студентов вуза. Возраст студентов на момент первого среза, который был проведен в 2024 году, составил от 18 до 23 лет (средний возраст - 19,18 лет), на момент второго среза в 2025 году – от 19 до 24 лет (средний возраст – 20,15 лет).
  • Item
    Особенности совладающего поведения, жизнестойкости, базисных убеждений о болезни и её эмоционального восприятия у лиц, перенёсших корковые ишемические инсульты
    (МГППУ, 2025-06-19) Полякова Алена Сергеевна; Фролова Светлана Валериевна
    Контекст и актуальность. Особенности адаптации личности к приобретённым нарушениям здоровья нередко предопределяют характер сотрудничества со специалистами в процессе реабилитационной работы, влияя на вариативность исходов личностно-социального восстановления человека, перенёсшего инсульт. Теоретической основой исследования стал когнитивно-феноменологический подход к совладанию со стрессом Лазарус Р., Фолкман С., классификация адаптационных ресурсов личности Леонтьева Д.А., а также концепция репрезентаций заболевания Leventhal H. Цель. Выявление особенностей совладающего поведения, жизнестойкости, базисных убеждений о болезни и её эмоционального восприятия у лиц, перенёсших корковые ишемические инсульты. Гипотеза. Лица, перенёсшие инсульты, демонстрируют меньшую выраженность адаптивных стратегий совладания и жизнестойких убеждений. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 150 респондентов, в том числе 50 человек, перенёсших корковые ишемические инсульты (возраст 50,9±7,1, 53% женщин) и 100 условно здоровых студентов и сотрудников (возраст 50,9±7,1, 48% женщин). Совладающее поведение, жизнестойкость, эмоциональное состояние, когнитивные репрезентации болезни и её эмоциональное восприятие оценивались комплексом тестовых методик (сокращённый опросник копинг-стратегий COPE-30, краткая шкала жизнестойкости, опросник базисных убеждений о болезни, опросник эмоционального восприятия болезни, госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS), также учитывались социо-демографические характеристики и специфика корковой ишемии. Результаты. Результаты показали, что лица, перенёсшие корковые инсульты, демонстрируют меньшую выраженность адаптивного совладания, низкую жизнестойкость и субдепрессивные переживания. Выводы. Показано, что эмоциональное восприятие болезни зависит от уровня образования; структура адаптационных ресурсов различается у здоровых лиц и постинсультных больных; обнаружены различия в убеждениях и эмоциональном восприятии болезни при право- и левополушарных поражениях. Рекомендована разработка более дифференцированных подходов психологического сопровождения в реабилитации, а также обозначены перспективы дальнейшего изучения репрезентаций заболевания у постинсультных больных.
  • Item
    Исследование травматического опыта и факторов успешного совладания с ним у участников образовательных отношений в свете разработки и апробации Концепции Школы, отзывчивой к детской травме
    (МГППУ, 2025-06-06) Ульянина Ольга Александровна; Юрчук Ольга Леонидовна; Александрова Лада Анатольевна; Оконовенко Дмитрий Валерьевич; Никифорова Екатерина Александровна; Дмитриева Светлана Олеговна
    В репозитории представлены результаты психодиагностического обследования обучающихся 5-11 классов и их родителей (законных представителей). В исследовании приняли участие респонденты из девяти субъектов Российской Федерации: субъекты Российской Федерации, граничащие с зоной проведения специальной военной операции (далее – СВО); исторические регионы Российской Федерации, присоединившиеся к Российской Федерации в 2022 году; субъекты Российской Федерации, территориально удаленные от зоны проведения СВО. Цель исследования – оценка распространенности травматического опыта и факторов успешного совладания с ним у обучающихся общеобразовательных организаций. Всего в исследовании приняли участие 14 545 человек.
  • Item
    Опросник «Общая установка по отношению к стрессу»: русскоязычная адаптация
    (МГППУ, 2025-05-28) Лебедева Наталья Александровна; Соленова Екатерина Николаевна; Соленов Игорь Владимирович
    Целью исследования стала адаптация и валидизация русскоязычной версии опросника «Общая установка по отношению к стрессу» (Stress Mindset Measure-General). 1. В исследовании приняли участие 565 человек: 336 мужчин и 229 женщин; 387 курсантов и 178 студентов. Эти участники заполнили опросник SMM-G, и их данные были использованы для расчета надежности и факторной структуры опросника. 2. Ретестирование проводилось через месяц после первоначального тестирования, выборка составила 189 человек. 3. 315 участников заполнили все методики для валидизации полностью и были включены в анализ дискриминативной валидности методики. Методики для валидизации: Шкала воспринимаемого стресса-10, Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера ‒ Ханина, Тест жизнестойкости в модификации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, Тест диспозиционного оптимизма, Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности С. Баднера в адаптации Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой, Краткая версия опросника метакогнитивных убеждений.
  • Item
    Разработка оригинального опросника механизмов ассимиляции-элиминации
    (МГППУ, 2025-05-28) Вагин Юрий Робертович; Курмелева Анастасия Игоревна; Зиновьева Мария Елизавета Максимовна; Белякин Александр Олегович
    Механизмы ассимиляции (включение существенного) и элиминации (удаление лишнего) играют ключевую роль в психическом здоровье и субъективной удовлетворенности жизнью, однако существующие инструменты их оценки недостаточно разработаны. Теоретической основой исследования выступили концепции психологической адаптации, ассертивности и суверенности психологического пространства. Представлены данные первой и второй апробации при разработке нового оригинального опросника механизмов ассимиляции и элиминации.
  • Item
    База данных апробации опросника FIT-Choice (Factors Influencing Teaching Choice) Scale (Факторы выбора педагогической профессии)
    (МГППУ, 2025-03-24) Яремчук Светлана Владимировна; Ситяева Снежана Михайловна; Амбросова Валерия Ивановна; Орлова Ольга Александровна; Середенина Анастасия Анатольевна; Северинова Снежана Сергеевна; Герасимова Кристина Николаевна
    База данных представляет собой результаты пошаговой апробации опросника FIT-Choice (Factors Influencing Teaching Choice) Scale (Факторы выбора педагогической профессии) на выборке 310 студентов, получающих педагогическое образование. База включает в себя сырые данные по методике, а также данные факторного анализа, результаты проверки надежности и валидности методики, распределения шкал на нормальность, результаты расчета тестовых норм. Также в приложении представлен перевод текста опросника и ключи для его обработки.
  • Item
    Профессиональное самоопределение личности: библиометрический анализ отечественных исследований
    (МГППУ, 2025-03-17) Селезнева Александра Игоревна; Любчиков Михаил Николаевич; Грибанов Игорь Николаевич
    Представлена база статей для проведения библиометрического и систематического анализа литературы по тематике профессионального самоопределения личности. Исследование проведено в Азовском государственном педагогическом университете в сентябре-октябре 2024 г.
  • Item
    База данных апробации опросника "Шкала материнской амбивалентности" (Maternal Ambivalence Scale - MAS)
    (МГППУ, 2025-03-17) Коргожа Мария Александровна; Швец Дарья Владимировна
    База данных представляет собой сведения респондентов, принявших участие в исследовании по апробации русскоязычной версии шкалы материнской амбивалентности (Maternal Ambivalence Scale - MAS). Приведены данные 1392 респондентов: некоторые социально-демографические данные и ответы на опросники "Шкала материнской амбивалентности" (авторы Martin-Sanchez M.B. и соавт., в адаптации Коргожи М.А., Швец Д.В.), опросник удовлетворенности материнством (авторы Захарова Е.И., Калачева Н.Ю.) , "Шкала DASS-21" (в адаптации Руженковой В.В., Руженкова В.А. и Хамской И.С.), опросник «Шкала родительского стресса» – «Parental Stress Scale – PSS» (авторы J.D. Berry, W.H. Jones, в адаптация Мисиюк Ю.В., Тихоновой И.В.) и "Шкала дифференциальных эмоций" (К. Изард, в адаптации Леоновой А.В. и Капицы М.С.).