15.41 Социальная психология
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
- ItemБаза данных исследования соотношения антивитального поведения и киберагрессии у молодежи(МГППУ, 2025-02-14) Черняева Татьяна Николаевна; Шаров Алексей АлександровичПредставлены первичные результаты эмпирического исследования соотношения антивитального поведения и киберагрессии у молодежи.
- ItemОпросник дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде: уровень и виды(МГППУ, 2025-02-12) Белых Татьяна Викторовна; Князев Евгений Борисович; Шаров Алексей Александрович; Белых Виктор ВладимировичПредставлены матрицы наблюдений исследования, направленного на разработку опросника «Уровень и виды дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде». В ходе исследования была обнаружена и подтверждена его факторная структура, конвергентная валидность и высокая внутренняя согласованность утверждений. Подчиняемость в условиях виртуального общения может приобретать характер дезадаптивной на основе чрезмерно выраженного доверия к виртуальному авторитету или источнику информации, высокой степени эмоциональной неустойчивости и отсутствия навыка эмоциональной саморегуляции, неспособности критически мыслить в ситуации общения или просмотра контента в Сети, что сопровождается ярко выраженной склонностью к проявлению отзывчивости на основе высокой импульсивности, тревожностью и конформностью. Эмпирические данные были получены в декабре 2024г. - январе 2025 г.
- ItemОтветы семьи на вызовы современности(МГППУ, 2025-02-10) Елина Валентина Сергеевна; Козырева Нина Вячеславовна; Мусохранова Евгения ГригорьевнаПредставлены данные 2119 взрослых респондентов (средний возраст 31,6 ± 12,7 лет; 82,1% женского пола; 55,3% из России, 44,6% из Беларуси) по методикам: «Шкала оценки жизнеспособности семьи», «Семейные эмоциональные коммуникации», СОРЕ-30 и «Пространство дерева и света».
- ItemЛичностные стратегии формирования адаптационной готовности у субъектов высшего образования: сравнительный контекст.(МГППУ, 2025-02-10) Григорьева Марина Владимировна; Шаров Алексей АлександровичПредставлены результаты сравнительного исследования выраженности личностных стратегий формирования адаптационной готовности у преподавателей и студентов вузов.
- ItemВиды ролевой самоэффективности(МГППУ, 2025-02-01) Енин Виктор ВикторовичПредставлены первичные данные выборки респондентов (1720 человек), данные корреляционного и факторного анализа, которые позволили осуществить разработку и валидизацию опросника, позволяющего диагностировать виды ролевой самоэффективности - личностной, профессиональной, ситуационной.
- ItemИсследование отношения к COVID (2020 год)(МГППУ, 2025-02-01) Одинцова Мария Антоновна; Радчикова Наталия ПавловнаПодмножество (сбалансированное по возрасту и полу) данных об оценке ситуации с COVID-19 взрослыми респондентами из Беларуси и России. Данные содержат социально-демографическую информацию (пол, возраст, страна гражданства), ответы на опросы и результаты стандартизированных психологических тестов (для измерения убеждений в опасном и угрожающем социальном мировоззрении, жизнестойкости, динамизма личности, самоактивации, духовных характеристик личности).
- ItemОтветы личности на вызовы современности(МГППУ, 2025-01-29) Мусохранова Евгения Григорьевна; Елина Валентина СергеевнаПриведены данные 1095 взрослых респондентов, попавших в трудную жизненную ситуацию (ТЖС). Участники исследования проживают в России и в Беларуси; возраст от 17 до 76 лет (средний возраст 31 ± 13 лет); 86,4% женского пола. Собраны данные о ТЖС, ее оценках, а также данные по методикам: краткая версия методики изучения копинг-стратегий СОРЕ-30; Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации; тест жизнестойкости; методика самоактивации личности.
- ItemФакторная структура опросника доверия к виртуальной среде(МГППУ, 2025-01-28) Белых Татьяна Викторовна; Шаров Алексей Александрович; Князев Евгений Борисович; Белых Виктор ВладимировичПредставлены результаты разработки опросника доверия к виртуальной среде на молодежной выборке. Описаны результаты проверки пригодности инструмента в научно-исследовательских и практических целях.
- ItemМатериалы эмпирического исследования роли адаптационной готовности и субъективной оценки ситуации в образовательной среде вуза в академической адаптации студентов(МГППУ, 2024-12-11) Шамионов Раиль Мунирович; Шаров Алексей АлександровичПредставлена база данных исследования, целью которого являлось выявить роль адаптационной готовности и субъективной оценки ситуации в образовательной среде в академической адаптации студентов вуза.
- ItemРаспространенность нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди студентов педагогических вузов и учителей: Набор данных 2024 года(МГППУ, 2024-11-22) Адаскина Анна Анатольевна; Ермолова Татьяна Викторовна; Земскова Татьяна Викторовна; Коновалова Ирина Валентиновна; Марголис Аркадий Аронович; Пономарева Виктория Викторовна; Прокопьева Любовь Михайловна; Семилетова Анна Николаевна; Сорокова Марина Геннадьевна; Шведовская Анна АлександровнаВ целях реализации научно-исследовательского проекта «Исследование распространенности нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди студентов педагогических вузов и учителей» в 2024 году разработан инструмент для выявления распространенности нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях: анкета «Представления о психологических понятиях в образовании» (ПППО). С помощью анкеты выявлена распространенность нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди работающих учителей и педагогов-психологов, будущих учителей и педагогов-психологов (студентов педагогических и психологических направлений).
- ItemАвтономный политический климат и отношение к российской политической системе: как теория самодетерминации помогает понять политические процессы(МГППУ, 2024-10-30) Гулевич Ольга Александровна; Чернов Даниил НиколаевичТеория самодетерминации утверждает, что человек выражает более позитивное отношение к людям, которые создают автономный климат, чем к тем, кто создает контролирующий климат. Некоторые исследования, проведенные в демократических политических режимах, показали, что политическая самоэффективность - показатель воспринимаемого автономного политического климата - позитивно связана с отношением к политической системе. Однако возникает вопрос: насколько позитивная связь между политической самоэффективностью и отношением к политической системе сохраняется в странах с авторитарными политическими режимами, а также у людей с разными социально-демографическими и психологическими характеристиками?
- ItemСвязь российской идентичности и политической поляризации: роль надежной национальной идентификации и национального нарциссизма(МГППУ, 2024-10-29) Гулевич Ольга Александровна; Косимова Сабина Санжаровна
- ItemСамооценка педагогов-психологов инклюзивных школ: пилотное исследование(МГППУ, 2024-10-17) Самсонова Елена Валентиновна; Шеманов Алексей Юрьевич; Алехина Светлана Владимировна; Быстрова Юлия АлександровнаПредставлена база данных эмпирического исследования самооценки педагогами-психологами инклюзивных школ дефицитов и условий своей профессиональной деятельности. Исследование выполнено сотрудниками Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования Московского государственного психолого-педагогического университета.
- ItemЖизнеспособность семьи (выборки РФ и РБ)(МГППУ, 2024-05-21) Мусохранова Евгения Григорьевна; Азарёнок Наталья ВалерьевнаПредставлены данные 853 респондентов (595 человек из Российской Федерации (РФ), 258 из Республики Беларусь (РБ)), имеющих опыт семейной жизни по методикам: «Шкала оценки жизнеспособности семьи» Е.С. Гусаровой и др.; «Семейные эмоциональные коммуникации» А.Б. Холмогоровой и др. и проективной методике «Пространство дерева и света» М.А. Одинцовой и др.
- ItemШкалы диагностики стратегий формирования адаптационной готовности (на примере субъектов высшего образования)(МГППУ, 2024-03-19) Григорьева Марина Владимировна; Шамионов Раиль Мунирович; Шаров Алексей Александрович; Локаткова Ольга НиколаевнаРазработаны, апробированы и представлены шкалы для диагностики личностных стратегий формирования и реализации адаптационной готовности в контексте самоизменений и инициации изменений ситуации (на примере субъектов высшего образования). Выборка исследования - 208 респондентов (113 студентов, 95 педагогов). Представлена психометрическая инструментария, включающего 10 стратегий: стратегия изменения внешних условий ситуации, стратегия самоизменения, стратегия паритетного изменения ситуации и самоизменения, стратегия нерешительности и избегания изменений, стратегия безыницитативности, стратегия целеустремленности и решительности, стратегия анализа и наблюдения за ситуацией, стратегия самоанализа, стратегия планирования действий и перспектив деятельности и стратегия поиска значимого другого.
- ItemАдаптация методики восприятия организационной политики (POPS) М. Качмар и Д. Карлсон: база данных и статистика(МГППУ, 2024-03-17) Марарица Лариса Валерьевна; Кинунен Тамара Александровна; Гуриева Светлана Дзахотовна; Якухнова Анастасия Сергеевна; Яничева Татьяна Гелиевна; Юмкина Екатерина АнатольевнаПредставлены результаты первого этапа адаптации методики восприятия организационной политики (POPS) М. Качмар и Д. Карлсон на русскоязычной выборке, а именно — анализ внутренней структуры и надежности опросника. Исследование внутренней структуры методики проводилось на двух независимых выборках, которые не объединялись, поскольку респонденты рекрутировались по-разному. Первая выборка собиралась в 2020-2021 гг. методом снежного кома при участии 11 сборщиков, проинструктированных приглашать в исследование наемных работников из разных организаций по правилу: «одна организация - один респондент». Эта выборка составила 407 человек в возрасте от 18 до 62 лет (медиана 34 года), 51,6% женщин, 48,4% мужчин. 33% проживают в Санкт-Петербурге, 26% в Москве, 5% в Краснодаре, 2% в Казани, 1,7% в Самаре, 1,2% в Нижнем Новгороде, 1,2% в Сургуте, 30% – в других городах России (менее процента в каждом). 58,2% респондентов занимают должности исполнителей и специалистов, 25,1% - руководителей младшего и среднего звена, 1.8% - в топ-менеджменте, а 5,8% затруднились/отказались отвечать. Исследование было посвящено восприятию организационных факторов инновационного потенциала организации. Вторая выборка была собрана в 2021 году, для ее сбора использовались, в том числе, массовые сервисы по рекрутингу испытуемых и каналы коммуникации в социальных сетях. Выборка состояла только из женщин, что связано с контекстом исследования (по тематике гендерных вопросов), в который была включена рассматриваемая в настоящем исследовании шкала. Всего было опрошено 575 женщин в возрасте от 19 до 82 лет (медиана 35 лет). 14,8% проживают в Москве, 11,7% в Санкт-Петербурге, 4,3% в Новосибирске, 2,6% в Нижнем Новгороде, 2,4% в Уфе, 2,3% в Екатеринбурге, 1,9% в Самаре, 60% - в других городах (менее процента в каждом). 61,6% респондентов занимают должности исполнителей и специалистов, 25,4% - руководители младшего и среднего звена, 7,8% - топ-менеджмент, 5,2% затруднились/отказались отвечать.
- ItemОпрос родителей по использованию настольных и цифровых игр дошкольниками(2024-01-31) Токарчук Юлия Александровна; Саломатова Ольга Викторовна; Рубцова Ольга ВитальевнаПредставлена база данных эмпирического исследования. С целью сравнения данных по использованию настольных и цифровых игр была разработана специальная анкета «Современные дети: цифровые игры VS настольные игры» (Саломатова О.В., Токарчук Ю.А., 2023), предназначенная для родителей дошкольников, состоящая из 29 закрытых вопросов. Анкетирование проводилось с помощью google-формы, размещенной в сети Интернет (широта охвата – территория РФ). В опросе приняли участие родители детей 3-7 лет (N=556). Количественный анализ эмпирических данных был выполнен с использованием методов описательной статистики, коэффициента корреляции Спирмена, одновыборочного критерия Хи-квадрат и непараметрического критерия Мак-Немара для связанных выборок. Расчеты проводились в статистическом пакете IBM SPSS Statistics V23.
- ItemОтношение студентов российских вузов к цифровой образовательной среде(2023-10-30) Сорокова Марина Геннадьевна; Полянская Екатерина Николаевна; Радчикова Наталия Павловна; Одинцова Мария Антоновна; Чернов Дмитрий Николаевич; Васягина Наталия Николаевна; Ходякова Наталия ВладимировнаПредставлены данные студентов вузов Российской Федерации (N=1059; 80,6% женского пола), отражающие их отношение к цифровой образовательной среде университета (ЦОС) и измерение некоторых психологических характеристик, которые могут быть важны для положительного отношения к ЦОС (переживания в профессиональной деятельности; саморегуляция, личностные черты).
- ItemОтношение студентов белорусских вузов к цифровой образовательной среде(2023-10-30) Сорокова Марина Геннадьевна; Козырева Нина Вячеславовна; Лобанов Александр Павлович; Одинцова Мария Антоновна; Радчикова Наталия ПавловнаПредставлены данные студентов вузов Республики Беларусь (N=523, 90% женского пола), отражающие их отношение к цифровой образовательной среде университета (ЦОС) и измерение некоторых психологических характеристик, которые могут быть важны для положительного отношения к ЦОС (переживания в профессиональной деятельности; саморегуляция, личностные черты).
- ItemТенденции использования цифровых устройств современными российскими дошкольниками(МГППУ, 2022-06) Рубцова Ольга Витальевна; Клопотова Екатерина Евгеньевна; Смирнова Светлана Юрьевна; Сорокова Марина ГеннадьевнаКонтекст и актуальность. В последние годы наблюдается снижение возраста знакомства детей с гаджетами, увеличение времени их использования, а также рост цифрового контента, предназначенного для детей раннего и дошкольного возраста. В этих условиях многие родители испытывают серьезные трудности при организации взаимодействия детей с гаджетами. Несмотря на остроту проблемы, сегодня явно недостаточно исследований, посвященных различным аспектам применения цифровых технологий дошкольниками. Актуальность таких исследований обусловлена необходимостью проектировать эффективные способы детско-взрослого сотрудничества, опосредованного применением новых знаковых средств. Представлена база данных эмпирического исследования. Дизайн исследования. Для проведения эмпирического исследования была разработана анкета «Родители и ребенок в цифровом пространстве», включавшая 19 вопросов. Опрос проводился с помощью Google-формы, размещенной в социальных сетях. В исследовании приняли участие 6376 родителей детей от 2-х до 7-ми лет (широта охвата — территория Российской Федерации). Количественный анализ эмпирических данных выполнен с использованием методов описательной статистики. Расчеты проведены в статистическом пакете SPSS V23.