15.41 Социальная психология

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 20 of 39
  • Item
    Дискриминационные установки и их ценностные предикторы
    (МГППУ, 2025-10-02) Шамионов Раиль Мунирович; Григорьева Марина Владимировна; Абуталипова Венера Камилевна
    Набор данных использовался для проведения научного исследования дискриминационных установок и их ценностных предикторов в межпоколенческом ракурсе. Дискриминационная установка – это основанная на представлениях предрасположенность личности к поведению, направленному на ограничение активности и лишение определенных прав других людей, складывающаяся в процессе социализации и регулирующая целостное отношение и поступки человека к представителям аут-групп (Шамионов, 2019). Главный вопрос, стоящий перед исследователями, – в какой мере проявляются сходство и отличия дискриминационных установок и их ценностных предикторов у представителей младшего поколения (молодежи) и старшего поколения (поколения родителей). В результате исследования установлено, что наиболее сильные отличия выраженности дискриминационных установок выявлены в отношении представителей диссидентских групп и социально-аутсайдерских (более высокие показатели у представителей старшего поколения). Наиболее сильными ценностными предикторами дискриминационной установки у молодежи являются ценности традиции (положительно) и благожелательности-заботы и самостоятельности в мыслях (отрицательно); у старшего поколения, - ценности власти как контроля над ресурсами (положительно) и гедонизма и благожелательности-заботы (отрицательно). В заключении сделаны выводы и определены перспективы для дальнейших исследований.
  • Item
    Психологические компоненты успеха топ-менеджеров в странах Китая и России (данные)
    (МГППУ, 2025-09-25) Ким Ольга Игоревна
    В нашей работе исследуются психологические компоненты успеха топ-менеджеров в странах Китая и России. У каждой страны своя уникальная история предпринимательства, стиль управления и мотивационные факторы, однако существует существенное сходство между ними. Это исследование затрагивает актуальные вопросы развития межкультурного взаимодействия в деловой сфере: адаптацию управленческих подходов с учётом этнокультурной спецификации стран.
  • Item
    Связи показателей жизнеспособности и волевых качеств студентов
    (МГППУ, 2025-09-15) Сараева Надежда Михайловна; Суханов Алексей Анатольевич
    Контекст и актуальность. Современные условия жизни создают риски для жизнеспособности молодежи, особенно студентов, находящихся в процессе профессионального становления. Актуально изучение личностных ресурсов жизнеспособности, включающих волевые качества. Исследователи отмечают связи жизнеспособности с волей, но требуется их эмпирическая конкретизация. Цель. Выявив структуру комплекса изучаемых волевых качеств, определить связи показателей жизнеспособности и волевых качеств, входящих в разные подструктуры. Гипотезы. В структуре комплекса изучаемых волевых качеств можно выделить ряд подструктур. Число и сила связей показателей жизнеспособности и волевых качеств могут указывать на значимость каждого из них и подструктур, в которые они входят, для жизнеспособности личности. Методы и материалы. Респонденты - 100 студентов Забайкальского государственного университета, средний возраст M=19,13; SD=1,24. В работе применялись «Тест жизнеспособности взрослого человека» А.В. Махнача и Опросник диагностики волевых качеств личности М.В. Чумакова. Результаты. В комплексе изучаемых волевых качеств выявлены три подструктуры: «Готовность к деятельности, активное включение в нее» (содержит инициативность, решительность, энергичность, настойчивость); «Результативное исполнение деятельности» - ответственность, целеустремленность, внимательность; «Опора на себя» - самостоятельность, выдержка, настойчивость. Выявлены связи умеренной и средней силы между показателями жизнеспособности и волевых качеств студентов. Показатели Общей жизнеспособности и таких ее компонентов, как Настойчивость, Самоэффективность, Совладание и адаптация, имеют больше - и более тесных - связей с волевыми качествами первой подструктуры. В других подструктурах значимы связи жизнеспособности с целеустремленностью, самостоятельностью, выдержкой. Выводы. Среди волевых качеств, связанных с жизнеспособностью, особое значение имеют те, что определяют готовность к деятельности, активность студентов, что нужно учитывать при разработке программ развития их жизнеспособности.
  • Item
    Индекс цифрового благополучия
    (МГППУ, 2025-08-25) Чигарькова Светлана Вячеславна; Солдатова Галина Уртанбековна; Илюхина Светлана Николаевна
    В контексте цифровизации повседневности важнейшим видом благополучия становится цифровое благополучие – недавно возникшее понятие, отражающее потребность в рефлексии влияния цифровых трансформаций на различные сферы жизнедеятельности человека. Отсутствие психодиагностического метода для оценки цифрового благополучия в контексте онлайн-возможностей и онлайн-рисков определяет настоятельную потребность разработки соответствующего инструментария. Разработан и апробирован Индекс цифрового благополучия, который отражает оценки удовлетворенности личности возможностями развития и безопасности в смешанной онлайн/офлайн реальности.
  • Item
    Посттравматическое реагирование лиц с прямой и косвенной вовлеченностью в военный конфликт
    (МГППУ, 2025-07-21) Стовбун Наталья Юрьевна; Гребенщикова Вероника Петровна; Графская Анастасия Викторовна
    Представлены данные 614 взрослых респондентов в возрасте от 18 до 77 лет (средний возраст = 34 ± 12 лет; медиана = 35 лет; 89% женского пола), по методикам: краткая версия методика изучения копинг-стратегий СОРЕ-30; Международный опросник травмы; методика Посттравматического роста; Шкала устойчивости идентичности; Тест жизнестойкости; Опросник аутентичности.
  • Item
    База данных: личностная готовность к трудоустройству студентов с инвалидностью
    (МГППУ, 2025-07-17) Леханова Ольга Леонидовна; Дружинина Валентина Владимировна; Корнеенков Михаил Александрович
    База данных: личностная готовность к трудоустройству студентов с инвалидностью содержит ответы студентов с инвалидностью на 91 вопрос. Первый блок включал 7 вопросов и предполагал сбор социально-демографических сведений о поле, возрасте, нозологии нарушения, успеваемости, курсе и форме обучения, УГСН. Второй блок включал 84 вопроса, сформированных на основе объединения в единый опросный лист вопросов следующих стандартизированных методик: 1) «Методика диагностики субъективного благополучия личности» (авторы Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова) - для исследования жизненной удовлетворённости, доминирующих эмоций, осмысленности жизни, самооценки. 2) «Опросник уровня субъективного контроля» (авторы Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд) - для изучения локус контроля в сфере труда, здоровья, межличностных отношений и успеха. Шкалы субъективного благополучия и контроля обеспечивали выявление скрытых механизмов демотивации или тревожности, значимые для трудовой перспективы. 3) «Методика оценки социальной и академической адаптации студентов» (авторы Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) - позволяла выявить успешность интеграции в деловую среду, коммуникативную активность, удовлетворённость предпрофессиональной деятельностью, эмоциональное самочувствие. В исследовании приняли участие 50 студентов с инвалидностью.
  • Item
    База данных для изучения связи идентичности и просоциального поведения российской молодежи
    (МГППУ, 2025-07-11) Ляпина Татьяна Евгеньевна; Юмкина Екатерина Анатольевна; Гуриева Светлана Дзахотовна; Гриценко Валентина Васильевна
    Данные собраны с целью изучения особенностей связи показателей идентичности (личной, реляционной, социальной, коллективной и гражданской) и форм просоциального поведения российской молодёжи (конформного, публичного, анонимного, экстренного, эмоционального, альтруистического). Выборка включает 355 респондентов (n = 355) в возрасте от 18 до 35 лет (M = 22.78, SD = 3.65), из которых 298 женщин (83.94%), 57 мужчин (16.06%). Предлагается разделение исходной выборки на 3 подгруппы по принципу M±SD: (1) 18-19 лет (N=58; M=18,40; SD=0,50), (2) 20-26 лет (N= 245; M=22,36; SD=1,73), (3) 27-35 лет (N= 52; M=29.60; SD=2.75).
  • Item
    Экономическая самоэффективность, монетарное поведение и удовлетворённость жизнью в рыночной и распределительной институциональных матрицах
    (МГППУ, 2025-05-31) Протасова Ирина Николаевна; Сычев Олег Анатольевич; Дмитриевский Александр Евгеньевич
    В базе данных представлены данные, собранные в ходе исследования экономической самоэффективности, монетарного поведения и удовлетворённости жизнью в рыночной и распределительной институциональных матрицах.
  • Item
    Представления подростков о деонтическом оценивании
    (МГППУ, 2025-05-28) Лукьянченко Наталья Владимировна; Захарова Лидия Станиславовна
    Отражены данные исследования того, как подростки (N=116) представляют оценки двадцати пяти значимых поведенческих проявлений. Список значимых для деонтической оценки поведенческих проявлений получен посредством предварительного опроса подростков. На его основе сформирована анкета, в которой предлагается каждое проявление оценить по шкале: недопустимо -2; недостойно -1; допустимо 0; нормально 1; предмет гордости 2. Оценивание необходимо было сделать из своей позиции и позиций субъектов ближнего и дальнего круга «по моему мнению», «по мнению моих друзей», по мнению большинства сверстников», «по мнению моих родителей», «по мнению большинства взрослых».
  • Item
    Проблемы формирования социальной и этнической идентичности подростков в условиях миграции
    (МГППУ, 2025-05-27) Екимова Валентина Ивановна; Зимина Евгения Павловна; Орлова Елена Александровна
    В исследовании приняли участие 74 подростка: 36 девочек и 38 мальчиков, в возрасте 12-17 лет (средний возраст – 15,13). Из них: 39 русскоязычных подростков из семей мигрантов из стран бывшего СНГ, проживающих за границей более года (в среднем 3,7 года) и обучающихся в Стамбуле в русских школах в мультикультурной среде, а также 35 подростков, постоянно проживающих в России, где родились, и обучающихся в г. Москве в классах с преобладанием русскоязычного этнического большинства. Социально-психологическая адаптация подростков, а также социальная, этническая, личностная идентичность и жизнестойкость оценивались с помощью батареи стандартизированных тестов.
  • Item
    Когнитивные нарушения внимания при шизофрении и психозах, вызванных НПВ: сравнительный анализ и значение для судебно-психиатрической экспертизы
    (МГППУ, 2025-04-28) Алексеев Илья Андреевич
    Статья посвящена сравнительному анализу нарушений внимания у пациентов с шизофренией и с психозами, вызванными употреблением новых психоактивных веществ (НПВ). Использованы методы шкалы BACS и таблиц Шульте. В исследовании участвовали 133 пациента, госпитализированные с острыми психотическими состояниями. Результаты показали статистически значимые различия в устойчивости внимания и динамике утомляемости: пациенты с шизофренией имели более стабильный, но ригидный профиль, в то время как группа НПВ-психозов демонстрировала выраженную утомляемость и вариативность показателей. Выводы имеют практическую значимость для судебно-психологической экспертизы и разработки индивидуализированных программ когнитивной коррекции.
  • Item
    Психологические предпосылки и барьеры инновационной активности педагогов
    (МГППУ, 2025-04-24) Гут Юлия Николаевна; Кабардов Мухамед Каншобиевич; Осницкий Алексей Констанович; Ткаченко Надежда Степановна
    Успешность педагогической деятельности отчасти зависит от наличия и уровня профессиональных компетенций, а также инициативы в непрерывном саморазвитии педагогов. Цель. Анализ связи между показателями психологических характеристик личности и уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Методы и материалы. Участниками исследования выступили педагоги общеобразовательных учреждений г. Белгорода (n = 120) из них: 77 женщин, 43 мужчины. Исследование современного состояния готовности педагогов к инновационной деятельности проводилось посредством методики «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (В.А. Сластенин); опросника «Большая пятерка» (5-PFQ) Р. МакКрае, П. Коста; опросника «Стиль саморегуляции поведения-ССП-98» (В.И. Моросанова); анкеты «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» (Т.В. Чиркова). Результаты. Результаты показали, что готовность к инновационной деятельности (ИД) проявляют 33% педагогов общеобразовательных учреждений, им свойственны высокие показатели саморегуляции и регуляторных личностных свойств; открытость опыту, экстраверсия и доброжелательность. Выводы. Высокий уровень общей саморегуляции является одним из главных условий успешности в освоении и реализации новых видов деятельности. В связи с чем, развитие процессов саморегуляции будет способствовать повышению уровня психологической готовности учителя к инновационной деятельности.
  • Item
    Данные параметров объективного осмотра, функционального, ультразвукового и лабораторного обследования, сведения о результатах опросников медицинских сотрудников с синдромом выгорания
    (МГППУ, 2025-04-15) Киреева Виктория Владимировна; Бессонова Любовь Орестовна; Швецова Анастасия Викторовна
    Сохранение физического и психического здоровья для исключения социально значимых последствий эмоционального выгорания и повышения профессионального престижа медицинской профессии у медицинских сотрудников амбулаторно-поликлинической службы являются приоритетной задачей современного общества и диктуют необходимость поиска новых направлений профилактики, коррекции психологического состояния и реабилитации расстройств функционального состояния медиков.
  • Item
    Психологические предикторы дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде
    (МГППУ, 2025-03-30) Белых Татьяна Викторовна; Князев Евгений Борисович; Шаров Алексей Александрович; Белых Виктор Владимирович
    Представлена матрица наблюдений исследования, направленного на выявление психологических предикторов дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде. Участники исследования - молодежь, средний возраст респондентов составил 20±3,4 лет. Данные собраны в конце 2024- начале 2025 годов.
  • Item
    Ответы респондентов на русскоязычную версию шкалы оценки идеального партнёра с сопутствующими социодемографическими характеристиками
    (МГППУ, 2025-02-27) Проворова Анна Александровна; Семенова Дарья Владимировна; Манокин Михаил Андреевич
    Представлены данные опроса 682 взрослого респондента (средний возраст 22,95 ± 6,43; 61,6% женского пола; жители России) по методике «Шкала оценки идеального партнёра», а также сопутствующие социально-демографические характеристики.
  • Item
    База данных исследования соотношения антивитального поведения и киберагрессии у молодежи
    (МГППУ, 2025-02-14) Черняева Татьяна Николаевна; Шаров Алексей Александрович
    Представлены первичные результаты эмпирического исследования соотношения антивитального поведения и киберагрессии у молодежи.
  • Item
    Опросник дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде: уровень и виды
    (МГППУ, 2025-02-12) Белых Татьяна Викторовна; Князев Евгений Борисович; Шаров Алексей Александрович; Белых Виктор Владимирович
    Представлены матрицы наблюдений исследования, направленного на разработку опросника «Уровень и виды дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде». В ходе исследования была обнаружена и подтверждена его факторная структура, конвергентная валидность и высокая внутренняя согласованность утверждений. Подчиняемость в условиях виртуального общения может приобретать характер дезадаптивной на основе чрезмерно выраженного доверия к виртуальному авторитету или источнику информации, высокой степени эмоциональной неустойчивости и отсутствия навыка эмоциональной саморегуляции, неспособности критически мыслить в ситуации общения или просмотра контента в Сети, что сопровождается ярко выраженной склонностью к проявлению отзывчивости на основе высокой импульсивности, тревожностью и конформностью. Эмпирические данные были получены в декабре 2024г. - январе 2025 г.
  • Item
    Ответы семьи на вызовы современности
    (МГППУ, 2025-02-10) Елина Валентина Сергеевна; Козырева Нина Вячеславовна; Мусохранова Евгения Григорьевна
    Представлены данные 2119 взрослых респондентов (средний возраст 31,6 ± 12,7 лет; 82,1% женского пола; 55,3% из России, 44,6% из Беларуси) по методикам: «Шкала оценки жизнеспособности семьи», «Семейные эмоциональные коммуникации», СОРЕ-30 и «Пространство дерева и света».
  • Item
    Личностные стратегии формирования адаптационной готовности у субъектов высшего образования: сравнительный контекст.
    (МГППУ, 2025-02-10) Григорьева Марина Владимировна; Шаров Алексей Александрович
    Представлены результаты сравнительного исследования выраженности личностных стратегий формирования адаптационной готовности у преподавателей и студентов вузов.
  • Item
    Виды ролевой самоэффективности
    (МГППУ, 2025-02-01) Енин Виктор Викторович
    Представлены первичные данные выборки респондентов (1720 человек), данные корреляционного и факторного анализа, которые позволили осуществить разработку и валидизацию опросника, позволяющего диагностировать виды ролевой самоэффективности - личностной, профессиональной, ситуационной.