15.41 Социальная психология
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
- ItemКогнитивные нарушения внимания при шизофрении и психозах, вызванных НПВ: сравнительный анализ и значение для судебно-психиатрической экспертизы(МГППУ, 2025-04-28) Алексеев Илья АндреевичСтатья посвящена сравнительному анализу нарушений внимания у пациентов с шизофренией и с психозами, вызванными употреблением новых психоактивных веществ (НПВ). Использованы методы шкалы BACS и таблиц Шульте. В исследовании участвовали 133 пациента, госпитализированные с острыми психотическими состояниями. Результаты показали статистически значимые различия в устойчивости внимания и динамике утомляемости: пациенты с шизофренией имели более стабильный, но ригидный профиль, в то время как группа НПВ-психозов демонстрировала выраженную утомляемость и вариативность показателей. Выводы имеют практическую значимость для судебно-психологической экспертизы и разработки индивидуализированных программ когнитивной коррекции.
- ItemПсихологические предпосылки и барьеры инновационной активности педагогов(МГППУ, 2025-04-24) Гут Юлия Николаевна; Кабардов Мухамед Каншобиевич; Осницкий Алексей Констанович; Ткаченко Надежда СтепановнаУспешность педагогической деятельности отчасти зависит от наличия и уровня профессиональных компетенций, а также инициативы в непрерывном саморазвитии педагогов. Цель. Анализ связи между показателями психологических характеристик личности и уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Методы и материалы. Участниками исследования выступили педагоги общеобразовательных учреждений г. Белгорода (n = 120) из них: 77 женщин, 43 мужчины. Исследование современного состояния готовности педагогов к инновационной деятельности проводилось посредством методики «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (В.А. Сластенин); опросника «Большая пятерка» (5-PFQ) Р. МакКрае, П. Коста; опросника «Стиль саморегуляции поведения-ССП-98» (В.И. Моросанова); анкеты «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» (Т.В. Чиркова). Результаты. Результаты показали, что готовность к инновационной деятельности (ИД) проявляют 33% педагогов общеобразовательных учреждений, им свойственны высокие показатели саморегуляции и регуляторных личностных свойств; открытость опыту, экстраверсия и доброжелательность. Выводы. Высокий уровень общей саморегуляции является одним из главных условий успешности в освоении и реализации новых видов деятельности. В связи с чем, развитие процессов саморегуляции будет способствовать повышению уровня психологической готовности учителя к инновационной деятельности.
- ItemДанные параметров объективного осмотра, функционального, ультразвукового и лабораторного обследования, сведения о результатах опросников медицинских сотрудников с синдромом выгорания(МГППУ, 2025-04-15) Киреева Виктория Владимировна; Бессонова Любовь Орестовна; Швецова Анастасия ВикторовнаСохранение физического и психического здоровья для исключения социально значимых последствий эмоционального выгорания и повышения профессионального престижа медицинской профессии у медицинских сотрудников амбулаторно-поликлинической службы являются приоритетной задачей современного общества и диктуют необходимость поиска новых направлений профилактики, коррекции психологического состояния и реабилитации расстройств функционального состояния медиков.
- ItemПсихологические предикторы дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде(МГППУ, 2025-03-30) Белых Татьяна Викторовна; Князев Евгений Борисович; Шаров Алексей Александрович; Белых Виктор ВладимировичПредставлена матрица наблюдений исследования, направленного на выявление психологических предикторов дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде. Участники исследования - молодежь, средний возраст респондентов составил 20±3,4 лет. Данные собраны в конце 2024- начале 2025 годов.
- ItemОтветы респондентов на русскоязычную версию шкалы оценки идеального партнёра с сопутствующими социодемографическими характеристиками(МГППУ, 2025-02-27) Проворова Анна Александровна; Семенова Дарья Владимировна; Манокин Михаил АндреевичПредставлены данные опроса 682 взрослого респондента (средний возраст 22,95 ± 6,43; 61,6% женского пола; жители России) по методике «Шкала оценки идеального партнёра», а также сопутствующие социально-демографические характеристики.
- ItemБаза данных исследования соотношения антивитального поведения и киберагрессии у молодежи(МГППУ, 2025-02-14) Черняева Татьяна Николаевна; Шаров Алексей АлександровичПредставлены первичные результаты эмпирического исследования соотношения антивитального поведения и киберагрессии у молодежи.
- ItemОпросник дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде: уровень и виды(МГППУ, 2025-02-12) Белых Татьяна Викторовна; Князев Евгений Борисович; Шаров Алексей Александрович; Белых Виктор ВладимировичПредставлены матрицы наблюдений исследования, направленного на разработку опросника «Уровень и виды дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде». В ходе исследования была обнаружена и подтверждена его факторная структура, конвергентная валидность и высокая внутренняя согласованность утверждений. Подчиняемость в условиях виртуального общения может приобретать характер дезадаптивной на основе чрезмерно выраженного доверия к виртуальному авторитету или источнику информации, высокой степени эмоциональной неустойчивости и отсутствия навыка эмоциональной саморегуляции, неспособности критически мыслить в ситуации общения или просмотра контента в Сети, что сопровождается ярко выраженной склонностью к проявлению отзывчивости на основе высокой импульсивности, тревожностью и конформностью. Эмпирические данные были получены в декабре 2024г. - январе 2025 г.
- ItemОтветы семьи на вызовы современности(МГППУ, 2025-02-10) Елина Валентина Сергеевна; Козырева Нина Вячеславовна; Мусохранова Евгения ГригорьевнаПредставлены данные 2119 взрослых респондентов (средний возраст 31,6 ± 12,7 лет; 82,1% женского пола; 55,3% из России, 44,6% из Беларуси) по методикам: «Шкала оценки жизнеспособности семьи», «Семейные эмоциональные коммуникации», СОРЕ-30 и «Пространство дерева и света».
- ItemЛичностные стратегии формирования адаптационной готовности у субъектов высшего образования: сравнительный контекст.(МГППУ, 2025-02-10) Григорьева Марина Владимировна; Шаров Алексей АлександровичПредставлены результаты сравнительного исследования выраженности личностных стратегий формирования адаптационной готовности у преподавателей и студентов вузов.
- ItemВиды ролевой самоэффективности(МГППУ, 2025-02-01) Енин Виктор ВикторовичПредставлены первичные данные выборки респондентов (1720 человек), данные корреляционного и факторного анализа, которые позволили осуществить разработку и валидизацию опросника, позволяющего диагностировать виды ролевой самоэффективности - личностной, профессиональной, ситуационной.
- ItemИсследование отношения к COVID (2020 год)(МГППУ, 2025-02-01) Одинцова Мария Антоновна; Радчикова Наталия ПавловнаПодмножество (сбалансированное по возрасту и полу) данных об оценке ситуации с COVID-19 взрослыми респондентами из Беларуси и России. Данные содержат социально-демографическую информацию (пол, возраст, страна гражданства), ответы на опросы и результаты стандартизированных психологических тестов (для измерения убеждений в опасном и угрожающем социальном мировоззрении, жизнестойкости, динамизма личности, самоактивации, духовных характеристик личности).
- ItemОтветы личности на вызовы современности(МГППУ, 2025-01-29) Мусохранова Евгения Григорьевна; Елина Валентина СергеевнаПриведены данные 1095 взрослых респондентов, попавших в трудную жизненную ситуацию (ТЖС). Участники исследования проживают в России и в Беларуси; возраст от 17 до 76 лет (средний возраст 31 ± 13 лет); 86,4% женского пола. Собраны данные о ТЖС, ее оценках, а также данные по методикам: краткая версия методики изучения копинг-стратегий СОРЕ-30; Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации; тест жизнестойкости; методика самоактивации личности.
- ItemФакторная структура опросника доверия к виртуальной среде(МГППУ, 2025-01-28) Белых Татьяна Викторовна; Шаров Алексей Александрович; Князев Евгений Борисович; Белых Виктор ВладимировичПредставлены результаты разработки опросника доверия к виртуальной среде на молодежной выборке. Описаны результаты проверки пригодности инструмента в научно-исследовательских и практических целях.
- ItemМатериалы эмпирического исследования роли адаптационной готовности и субъективной оценки ситуации в образовательной среде вуза в академической адаптации студентов(МГППУ, 2024-12-11) Шамионов Раиль Мунирович; Шаров Алексей АлександровичПредставлена база данных исследования, целью которого являлось выявить роль адаптационной готовности и субъективной оценки ситуации в образовательной среде в академической адаптации студентов вуза.
- ItemРаспространенность нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди студентов педагогических вузов и учителей: Набор данных 2024 года(МГППУ, 2024-11-22) Марголис Аркадий Аронович; Шведовская Анна Александровна; Адаскина Анна Анатольевна; Ермолова Татьяна Викторовна; Земскова Татьяна Викторовна; Коновалова Ирина Валентиновна; Пономарева Виктория Викторовна; Прокопьева Любовь Михайловна; Семилетова Анна Николаевна; Сорокова Марина ГеннадьевнаВ целях реализации научно-исследовательского проекта «Исследование распространенности нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди студентов педагогических вузов и учителей» в 2024 году разработан инструмент для выявления распространенности нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях: анкета «Представления о психологических понятиях в образовании» (ПППО). С помощью анкеты выявлена распространенность нейромифов и житейских представлений о психологических понятиях среди работающих учителей и педагогов-психологов, будущих учителей и педагогов-психологов (студентов педагогических и психологических направлений).
- ItemАвтономный политический климат и отношение к российской политической системе: как теория самодетерминации помогает понять политические процессы(МГППУ, 2024-10-30) Гулевич Ольга Александровна; Чернов Даниил НиколаевичТеория самодетерминации утверждает, что человек выражает более позитивное отношение к людям, которые создают автономный климат, чем к тем, кто создает контролирующий климат. Некоторые исследования, проведенные в демократических политических режимах, показали, что политическая самоэффективность - показатель воспринимаемого автономного политического климата - позитивно связана с отношением к политической системе. Однако возникает вопрос: насколько позитивная связь между политической самоэффективностью и отношением к политической системе сохраняется в странах с авторитарными политическими режимами, а также у людей с разными социально-демографическими и психологическими характеристиками?
- ItemСвязь российской идентичности и политической поляризации: роль надежной национальной идентификации и национального нарциссизма(МГППУ, 2024-10-29) Гулевич Ольга Александровна; Косимова Сабина Санжаровна
- ItemСамооценка педагогов-психологов инклюзивных школ: пилотное исследование(МГППУ, 2024-10-17) Самсонова Елена Валентиновна; Шеманов Алексей Юрьевич; Алехина Светлана Владимировна; Быстрова Юлия АлександровнаПредставлена база данных эмпирического исследования самооценки педагогами-психологами инклюзивных школ дефицитов и условий своей профессиональной деятельности. Исследование выполнено сотрудниками Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования Московского государственного психолого-педагогического университета.
- ItemЖизнеспособность семьи (выборки РФ и РБ)(МГППУ, 2024-05-21) Мусохранова Евгения Григорьевна; Азарёнок Наталья ВалерьевнаПредставлены данные 853 респондентов (595 человек из Российской Федерации (РФ), 258 из Республики Беларусь (РБ)), имеющих опыт семейной жизни по методикам: «Шкала оценки жизнеспособности семьи» Е.С. Гусаровой и др.; «Семейные эмоциональные коммуникации» А.Б. Холмогоровой и др. и проективной методике «Пространство дерева и света» М.А. Одинцовой и др.
- ItemШкалы диагностики стратегий формирования адаптационной готовности (на примере субъектов высшего образования)(МГППУ, 2024-03-19) Григорьева Марина Владимировна; Шамионов Раиль Мунирович; Шаров Алексей Александрович; Локаткова Ольга НиколаевнаРазработаны, апробированы и представлены шкалы для диагностики личностных стратегий формирования и реализации адаптационной готовности в контексте самоизменений и инициации изменений ситуации (на примере субъектов высшего образования). Выборка исследования - 208 респондентов (113 студентов, 95 педагогов). Представлена психометрическая инструментария, включающего 10 стратегий: стратегия изменения внешних условий ситуации, стратегия самоизменения, стратегия паритетного изменения ситуации и самоизменения, стратегия нерешительности и избегания изменений, стратегия безыницитативности, стратегия целеустремленности и решительности, стратегия анализа и наблюдения за ситуацией, стратегия самоанализа, стратегия планирования действий и перспектив деятельности и стратегия поиска значимого другого.