Материалы айтрекинг исследования специфики глазадвигательной активности дошкольников с нарушением слуха в процессе решения мыслительных задач
Loading...
Date
2025-02-01
Authors
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
МГППУ
Abstract
Представлены результаты измерений глазодвигательной активности и специфика обработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в процессе выполнения проб на исключение предметов. База содержит сравнительное исследование айтрекингом выборки дошкольников 5-6 лет (N=30) типично развивающихся детей (N=20; M = 5.3; SD = 0.4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=15; M = 5.1; SD = 0.3). В качестве стимульного материала использованы иллюстрации
Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить, а четвертый предмет по отношению к ним является лишним. Использовался пробы и стимульный материал из «Диагностического альбома для оценки развития познавательной деятельности ребенка» Семаго Н.Я., Семаго М.М. Материал пробы предназначен для детей 4,5 - 6,5 лет, не владеющими навыками чтения. Это позволяет оценить возможность установления логических связей и отношений между понятиями (предметами) невербальным способом. В ходе исследования детям предъявлялось 4 пробы на исключения предметов. Во время проведения пробы айтрекером фиксировалось движение глаз детей.
Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3, точность регистрации:0.5 – 1°; частота дискретизации: 60 Гц; калибровка: 5- или 9-точечная; область свободного перемещения головы: 25 см (по горизонтали) 11см (по вертикали). Настройка отслеживания - настольное крепление. Калибровка была принята, если средняя погрешность составляла <0,30° угла обзора. Данные обрабатывались с помощью программного обеспечения «Нейробюро» (Neurobureau eye tracking analysis software, Neuroiconica assistive). Изображения предъявлялись на экране ноутбука 39,6 см (15,6), Full HD (1920 x 1080), 16:9 ComfyView. Расстояние просмотра от глаз до монитора – 60 см. Размер изображений 600*480. В базе содержится информация о глазодвигательной активности детей с нарушением слуха и типично развивающихся детей, свидетельствующих об особенностях зрительной обработки информации в ходе решения мыслительных задач, а именно: количество фиксаций до первой фиксации на области интереса, время до первой фиксации на области интереса, общее время просмотра области интереса, продолжительность первой фиксации на области интереса, число возвратов в область интереса, средняя продолжительность фиксаций на области интереса, соотношение испытуемых, общее количество фиксаций на области интереса, средняя амплитуда саккад на области интереса, общее количество саккад на области интереса, общая длина пути сканирования области интереса, соотношение площади области интереса к площади стимула. Данные представлены для 4 проб на исключение предметов.
Description
Целью исследования стало выявить через паттерны движения глаз изменения в операционном компоненте мыслительных процессов, которые будут связаны с реорганизацией обработки зрительной информации. Проведено сравнительное исследование выборки дошкольников 5-6 лет (N=30) типично развивающихся детей (N=20; ; M = 5.3; SD = 0.4) и с нарушением слуха с сенсоневральной тугоухостью после кохлеарной имплантации (N=20; M = 5.1; SD = 0.3).
Фиксация данных осуществлялась стационарным айтрекером GP3. Варьировалось слухо-зрительной предъявление наглядности и с зрительными лексическими опорами. Выявлены особенности переработки зрительной информации в процессе решения мыслительных задач у детей с нарушением слуха через анализ сдвигов зрительного внимания. Через маркеры продолжительности фиксаций, количества фиксаций показано, что у детей с нарушением слуха большая когнитивной нагрузки, отличия в глубине, интенсивности обработки зрительной информации при решении мыслительных задач. Выявлены отличия в последовательности зрительного внимания, стратегиях визуального поиска, пространственного распределения внимания, временных характеристиках обработки зрительной информации.
Keywords
Citation
Смирнова, Я.К. (2025). Материалы айтрекинг исследования специфики глазадвигательной активности дошкольников с нарушением слуха в процессе решения мыслительных задач: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/k1pt-67hz-1a9u