Психологические предпосылки и барьеры инновационной активности педагогов
Loading...
Date
2025-04-24
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
МГППУ
Abstract
Успешность педагогической деятельности отчасти зависит от наличия и уровня профессиональных компетенций, а также инициативы в непрерывном саморазвитии педагогов. Цель. Анализ связи между показателями психологических характеристик личности и уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Методы и материалы. Участниками исследования выступили педагоги общеобразовательных учреждений г. Белгорода (n = 120) из них: 77 женщин, 43 мужчины. Исследование современного состояния готовности педагогов к инновационной деятельности проводилось посредством методики «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (В.А. Сластенин); опросника «Большая пятерка» (5-PFQ) Р. МакКрае, П. Коста; опросника «Стиль саморегуляции поведения-ССП-98» (В.И. Моросанова); анкеты «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» (Т.В. Чиркова). Результаты. Результаты показали, что готовность к инновационной деятельности (ИД) проявляют 33% педагогов общеобразовательных учреждений, им свойственны высокие показатели саморегуляции и регуляторных личностных свойств; открытость опыту, экстраверсия и доброжелательность. Выводы. Высокий уровень общей саморегуляции является одним из главных условий успешности в освоении и реализации новых видов деятельности. В связи с чем, развитие процессов саморегуляции будет способствовать повышению уровня психологической готовности учителя к инновационной деятельности.
Description
Представлены данные эмпирического исследования связи показателей психологических характеристик личности педагога и уровня готовности к инновационной деятельности. Описаны результаты исследования современного состояния готовности педагогов к инновационной деятельности, связанного с необходимостью педагога искать средства обучающих воздействий в условиях цифровизации экономики страны и модернизации образования. В работе проводился сравнительный анализ личностных черт педагогов c разным уровнем готовности к инновациям, исследовались барьеры, препятствующие освоению инноваций с помощью критерий U Манна‒Уитни. Для анализа взаимосвязи и влияния показателей психологических предпосылок и готовности педагогов к инновационной деятельности применялись коэффициент корреляции r‒Спирмена и множественный регрессионный анализ. Участниками исследования выступили педагоги общеобразовательных учреждений г. Белгорода (n = 120) из них: 77 женщин, 43 мужчины; возраст — 33,2±2,9; стаж работы в школе — 4,7±2,5. Методы (инструменты): методика «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (В.А. Сластенин); опросник «Большая пятерка» (5-PFQ) Р. МакКрае, П. Коста; опросник «Стиль саморегуляции поведения-ССП-98» (В.И. Моросанова); анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» (Т.В. Чиркова). Было выявлено, что готовность к инновационной деятельности (ИД) проявляют 33% педагогов общеобразовательных учреждений им свойственны высокие показатели саморегуляции и регуляторных личностных свойств; открытость опыту, экстраверсии и доброжелательность. Таким образом, высокий уровень общей саморегуляции является одним из главных условий успешности в освоении и реализации новых видов деятельности. В связи с чем, развитие процессов саморегуляции будет способствовать повышению уровня психологической готовности учителя к инновационной деятельности.
Keywords
Citation
Гут, Ю.Н., Кабардов, М.К., Осницкий, А.К., Ткаченко, Н.С. (2025). Психологические предпосылки и барьеры инновационной активности педагогов: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/1ver-2r49-6369