14.23. Дошкольное образование. Дошкольная педагогика
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
- ItemВзаимосвязь игровой компетентности и интолерантности к неопределенности у дошкольных педагогов(МГППУ, 2025-04-28) Якшина Анна Николаевна; Шиян Ольга АлександровнаЦель исследования: выявление взаимосвязи игровой компетентности педагога с толерантностью и интолерантностью к неопределенности. Гипотезы. Педагоги, используют разные стратегии действия в ситуациях неопределенности, возникающих в совместной игре с детьми. Уровень игровой компетентности отрицательно связан с интолерантностью к неопределенности. Педагоги, занимающие отстраненную и дидактическую позиции в игре, имеют более высокий уровень интолерантности к неопределенности. Материалы и методы: в исследовании приняли участие 68 дошкольных педагогов из 12 детских садов. Оценка игровой компетентности проводилась методом кодирования видеозаписей взаимодействия педагога с детьми во время свободной деятельности в привычной обстановке и включала определение уровня игры самого педагога, характера его взаимодействия с детьми во время игры и позиции по отношению к игре. Толерантность, интолерантность и межличностная интолерантность к неопределенности измерялись «Новым опросником толерантности к неопределенности» (Корнилова, Чумакова, 2014). Результаты: выявлена значимая отрицательная связь уровня межличностной интолерантности к неопределенности и игровой компетентности педагога. Педагоги с высокими значениями межличностной интолерантности к неопределенности чаще занимают отстраненную позицию и избегают детскую игру как деятельность, полную неожиданностей и спонтанности, а также чаще стремятся организовать ее, навязывая детям свои сценарии и занимая дидактическую позицию. Педагоги с низким уровнем по этому фактору чаще обращают внимание на игру, оказывают ей косвенную поддержку, а также чаще включаются в совместную игру с детьми.
- ItemВзаимосвязь качества сопровождения игры и уровня развития педагогической рефлексии: набор данных(МГППУ, 2025-04-10) Якшина Анна Николаевна; Трифонова Екатерина Вячеславовна; Стародубцева Екатерина Аркадьевна; Кузьмина Вероника ВладимировнаЭффективное сопровождение игры – это создание условий для развития игры, включающее как непосредственное участие педагога в совместной игре как партнера и посредника, так и косвенную поддержку игры (наблюдение за игрой, помощь в обустройстве игрового пространства, обеспечение материалами, комментирование и помощь играющим детям не из игровой позиции). Эффективное сопровождение одновременно развивает игру, остается чувствительным к потребностям играющих детей и подразумевает анализ педагогом как динамики самого процесса игры, так и развития игры в целом. Помимо этого, для уместного присоединения к детской игре педагогу необходимо уметь анализировать собственные действия, то, какой эффект они оказывают на действия детей, замечать возникающие сложности и гибко изменять свои действия, учитывая обратную связь от детей. В нашем исследовании мы понимаем педагогическую рефлексию как выход за пределы непосредственной деятельности для ее анализа, выделения ситуации затруднения и ее осмысления и рассматриваем ее как механизм согласования ценностей развития и средств педагогической деятельности. В наборе данных представлены результаты экспертных оценок видеозаписей совместной игры педагогов с детьми (оценивалось качество сопровождения игры), а также комментариев педагогов к собственным видео (оценивался уровень развития рефлексии).
- ItemВлияние цифровых и настольных игр на слуховую память в дошкольном возрасте(МГППУ, 2025-01-29) Токарчук Юлия Александровна; Саломатова Ольга ВикторовнаЭмпирическое исследование проведено в рамках проекта «Влияние цифровой активности на развитие когнитивных функций в дошкольном возрасте». Выборку исследования составили 88 детей (М = 6,64 лет, SD = 0,46, 55,7% мальчиков) из подготовительных групп ДОУ г. Москвы (ЦАО, ЮАО). В эксперименте были задействованы настольная игра «Dobble» и ее цифровой аналог «Double Match: one common image», а также настольная игра «Танграм» и цифровой аналог «Пазл танграма: Игра полиграмма». В каждую игру дети экспериментальных групп играли один раз в неделю в течении 10—15 минут. В базе данных представлены 2 среза, до и после экспериментального исследования по методике "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия). Согласно полученным данным, цифровой вариант игр «Dobble» и «Танграм» оказывает большее положительное влияние на развитие слуховой кратковременной и долговременной памяти, чем традиционный настольный вариант.