14: Народное образование. Педагогика
Permanent URI for this community
Browse
Browsing 14: Народное образование. Педагогика by Author "Шведовский Евгений Феликсович"
Now showing 1 - 2 of 2
Results Per Page
Sort Options
- ItemРезультаты культурной адаптации когнитивной стимулирующей терапии (КСТ) для лиц пожилого и старческого возраста с когнитивными нарушениями в России(МГППУ, 2024-08-28) Шведовская Анна Александровна; Рощина Ирина Федоровна; Калантарова Марина Витальевна; Шведовский Евгений Феликсович; Хромов Антон ИгоревичКонтекст и актуальность. В России проблема сохранения когнитивного благополучия в позднем возрасте и помощь пожилым пациентам с деменцией является актуальной задачей в сферах здравоохранения и социальной защиты населения. Динамика демографической ситуации в стране показывает, что к 2030 году лица старшего поколения будут составлять почти треть населения. При этом Россия находится среди стран с наибольшей численностью людей с деменцией позднего возраста. Цель. Целью настоящего исследования стала культурная адаптация программы «Когнитивная стимулирующая терапия» (КСТ) для лиц пожилого возраста с когнитивным снижением и деменцией на русскоязычной выборке, а также пилотное исследование применения КСТ в условиях интернатных учреждений на группе лиц пожилого возраста с легкой (мягкой) деменцией. Методы и материалы. Культурная адаптация программы проводилась в рамках подхода «Формирующий метод адаптации психотерапии» (FMAP). В исследовании использован официальный перевод на русский язык руководства для специалистов, ведущих групповые занятия «Изменения к лучшему». Выборка состояла из нескольких групп: (а) специалисты (психологи, медицинские работники, социальные работники), которые участвовали в опросах с целью культурной адаптации руководства и процедуры проведения программы КСТ, а также получения обратной связи после ее проведения (n=25); (б) лица пожилого возраста, которые участвовали в опросах с целью культурной адаптации стимульного материала для проведения программы КСТ (n=60, средний возраст 67,6±6,2); (в) лица пожилого возраста с легкой (мягкой) деменцией, которые участвовали в пилотной программе КСТ (n=5, возраст от 68 до 83 лет (средний – 75,8 лет), MMSE=24,8±0,4 и MоCA=21,6±2,5). Проведено шесть опросов: три – в форме очных групповых обсуждений, два – в форме индивидуальных интервью, один опрос проведен онлайн. Также проводилось направленное наблюдение за участниками пилотного исследования (мониторинг прогресса, мониторинг сопровождения). Результаты представлены в рамках пяти этапов FMAP по принципу «снизу вверх», примененному к вмешательству КСТ. Проведен анализ материалов опросов и наблюдений, обратной связи от участников программы, персонала учреждения с постоянным проживанием пожилых пациентов с когнитивными нарушениями и руководителей группы, полученных в ходе пилотного исследования. Выводы. Базовые принципы, структура программы вмешательства и виды деятельности, предложенные в руководстве КСТ, приемлемы для использования в работе с русскоговорящими лицами пожилого возраста с легкой (мягкой) деменцией. Переведенное на русский язык и культурно-адаптированное руководство «Изменения к лучшему» готово к использованию и дальнейшей масштабной реализации вмешательства. Перспективами исследования станет выявление эффективности КСТ на российской выборке в различных условиях (в процессе реализации), а также разработка онлайн версии КСТ для пожилого населения. Ключевые слова: Когнитивная стимулирующая терапия, КСТ, когнитивные нарушения, качественные исследования, пожилой возраст, формирующий метод адаптации психотерапии, FMAP.
- ItemЭффективность обучения кулинарным навыкам и подготовки к трудовой деятельности молодых людей с психическими нарушениями в условиях Гастрономической модельной площадки(МГППУ, 2024-09-01) Карпова Надежда Алексеевна; Егорова Алена Владимировна; Захарова Елизавета Сергеевна; Шведовский Евгений ФеликсовичНастоящая работа посвящена комплексному исследованию эффективности программы обучения кулинарным навыкам молодых людей с нарушениями психического развития, организованного в условиях Гастрономической модельной площадки (ГАМП) РБОО «Центр лечебной педагогики». Гипотеза исследования состоит в том, что программа повышает сформированность профессиональных навыков студентов с психическими нарушениями и степень их самостоятельности в социальных и бытовых навыках, что необходимо для успешной трудовой деятельности. В двух-срезовом исследовании динамики показателей сформированности профессиональных навыков и степени самостоятельности приняли участие 23 студента ГАМП с разным уровнем психических нарушений. Результаты исследования подтвердили гипотезу о росте профессиональных навыков в процессе обучения в ГАМП (t = - 2,968, p=0,007; p<0,05). Хотя у некоторых студентов ГАМП показатели степени самостоятельности существенно возросли, гипотеза о повышении степени самостоятельности в процессе обучения статистически не подтвердилась, что, возможно, связано с тем, что у лиц с тяжелыми нарушениями развития рост самостоятельности на некоторых этапах можно отследить лишь в условиях взаимодействия с сопровождающим в знакомой среде.