Психологические особенности когнитивных и эмоционально-регуляторных процессов у подростков (репозиторий данных)
Loading...
Date
2025-09-04
Authors
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
МГППУ
Abstract
Цель исследования. Исследовать взаимосвязи между когнитивными показателями (общий IQ, рабочая память), стратегиями эмоциональной регуляции (когнитивная переоценка — reappraisal; подавление — suppression), субъективными эмоциональными состояниями и уровнем социальной адаптации у подростков.
Метод. Кросс-секционное корреляционное исследование. В выборке — N = 312 подростков (возраст 12–16 лет). Когнитивные показатели регистрировались с помощью субшкал WISC (IQ, шкала рабочей памяти); стратегии эмоциональной регуляции — ERQ (Reappraisal, Suppression); субъективные состояния — шкала САН (настроение, активность, самочувствие); социальная адаптация — авторский/адаптированный индекс SocialAdapt_Index. Процедуры включали групповые анкетирования и индивидуальное тестирование WISC. Данные обрабатывались в R/SPSS; применялись описательная статистика, корреляционный анализ (Pearson), множественная линейная регрессия и медиаторный анализ с бутстрэп-оценками; проверялись предпосылки (нормальность, гомоскедастичность, мультиколлинеарность).
Результаты. Описательная статистика показала, что показатели выборки соответствуют ожидаемым нормам для школьной популяции. Корреляционный анализ выявил: положительную связь рабочей памяти с индексом социальной адаптации (r ≈ .40, p < .001) и с субъективным благополучием (r ≈ .29, p < .001); положительную связь переоценки с социальной адаптацией и настроением (r ≈ .34–.38, p < .001); отрицательную связь подавления с социальной адаптацией и самочувствием (r ≈ −.19–.22, p < .01). Множественная регрессия показала, что рабочая память (β ≈ .31, p < .001) и когнитивная переоценка (β ≈ .27, p < .001) являются значимыми положительными предикторами SocialAdapt_Index, подавление — значимый отрицательный предиктор (β ≈ −.14, p < .01); общий IQ вносит меньший, но значимый вклад (β ≈ .10, p < .05). Медиаторный анализ выявил частичную медиацию влияния рабочей памяти на социальную адаптацию через использование когнитивной переоценки (непрямой эффект значим по бутстрэпу).
Description
Идентификационные переменные
ID – уникальный номер респондента (от 1 до 312). Используется только для идентификации, не участвует в статистическом анализе.
2. Когнитивные показатели
WISC_IQ – общий показатель интеллектуального развития (по шкале Векслера).
Диапазон: 70–130 (в синтетическом наборе нормальное распределение).
Интерпретация: значения 90–110 — средний уровень; ниже 90 — ниже среднего; выше 110 — выше среднего.
WISC_WorkingMemory_Scaled – субтест «рабочая память» в стандартизированных баллах.
Диапазон: 1–19.
Интерпретация: 7–12 — норма; ниже 7 — низкий уровень; выше 12 — высокий уровень рабочей памяти.
3. Эмоциональная регуляция (опросник ERQ)
ERQ_Reappraisal – использование стратегии когнитивной переоценки.
Диапазон: 6–42.
Более высокие значения означают большую склонность перестраивать восприятие ситуации для снижения негативных эмоций.
ERQ_Suppression – использование стратегии подавления эмоциональной экспрессии.
Диапазон: 4–28.
Более высокие значения означают выраженную склонность скрывать или сдерживать эмоции.
4. Социальная адаптация
SocialAdapt_Index – интегральный индекс социальной адаптации.
Диапазон: 20–100.
Интерпретация: 20–49 — низкий уровень адаптации; 50–74 — средний; 75–100 — высокий уровень.
5. Эмоциональные состояния (САН)
SAN_Mood – показатель текущего эмоционального состояния (настроения).
Диапазон: 20–80.
Более высокие значения — более позитивное и стабильное настроение.
SAN_Activity – уровень субъективной активности и энергии.
Диапазон: 20–80.
Более высокие значения — высокий тонус, готовность к деятельности.
SAN_Wellbeing – субъективное ощущение благополучия.
Диапазон: 20–80.
Более высокие значения отражают лучшее самочувствие и удовлетворённость.
Дополнительные листы в XLS
Descriptive_Statistics – таблицы средних значений, стандартных отклонений, минимумов, максимумов, асимметрии и эксцесса для всех переменных.
Correlation_Matrix – корреляционная матрица (Pearson/Spearman) для всех показателей.
Regression_Analysis – результаты множественной регрессии (предикторы: когнитивные показатели и стратегии регуляции; зависимая переменная — социальная адаптация).
Assumption_Checks – проверка предпосылок для регрессии (нормальность остатков, мультиколлинеарность — VIF, линейность).
Keywords
Citation
Усик, Д.А. (2025). Психологические особенности когнитивных и эмоционально-регуляторных процессов у подростков (репозиторий данных): Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/apzh-nxpf-2xx3