Исследование нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра

Abstract
Представлены результаты обследования структуры нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью авторской шкалы нарушений функционального языка. Авторская шкала прилагается.
Description
Большинство обучающиеся с РАС имеют выраженные речевые нарушения, существенно влияющие на процессы школьного обучения и социализации детей в обществе. Разработка диагностического инструментария, позволяющего категорировать речевое нарушение с акцентом на функциональность актуально, так как позволяет более качественно определить структуру речеязыкового нарушения и соответственно более эффективно разработать логопедическую программу для его устранения или нивелирования. В качестве методики использовалась авторская шкала нарушений функционального языка (ФЯ), включающая три блока: речеязыковая система, вербально-коммуникативное поведение, прагматический язык. Выборка: 101 обучающийся с РАС в возрасте от 7 до 12 лет. Из них 51 ребенок без интеллектуальных нарушений и 50 детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Данная выборка является репрезентативной для детей с РАС и коморбидными речевыми, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития.
Keywords
Citation
Андреева, С.В., Чумаченко, Д.В. (2025). Исследование нарушений речи и языка у детей с расстройствами аутистического спектра: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/f58a-xavh-9kh8