Исследование психологических факторов эмоциональной дезадаптации студентов

Abstract
В исследовании приняли участие 80 студентов различных медицинских специальностей в возрасте от 17 до 26 лет (средний возраст ⎯ 18,48 лет), 17 мужчин, 63 женщины, обучающихся в вузах города Ростов-на-Дону. Исследование проведено в опоре на многофакторную биопсихосоциальную модель аффективных расстройств А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян. Исследование проведено в форме онлайн-опроса батареей из 10 методик, включая методики, направленные на оценку эмоционального состояния, макросоциальные, семейные, интерперсональные и личностные факторы эмоциональной дезадаптации.
Description
Характеристики выборки В группе испытуемых преобладают респонденты женского пола (63 чел., 78 %), в выборке преобладают лица 17 и 18 лет (65 чел., 81%), большинство из студентов обучаются на первом и втором курсах. Методический комплекс Социодемографические характеристики выборки изучались с помощью авторской анкеты, содержащей вопросы об основных социо-демографических данных, регионе обучения и проживания, осваиваемой специальности, курсе обучения, наличии академической задолженности, составе родительской семье (количество детей, полная или неполная семья), проживании (с родителями или один), наличии травматического опыта, связанного с СВО (гибель близкого человека, мобилизация близкого, участие в боевых действиях, получение ранения или контузии, вынужденный переезд из-за эвакуации и пр.). Анкета приведена в Приложении 1. Оценка эмоционального состояния производилась с помощью двух методик ⎯ Шкалы депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI, 1961), позволяющей оценить как общий показатель депрессии, так и выраженность когнитивно-аффективных и соматических симптомов депрессии, в том числе выраженность чувства безнадежности и наличие суицидальных мыслей, и Краткой шкалы страха негативной социальной оценки (Brief Fear of Negative Evaluation Scale, BFNE, Leary, 1983; русскоязычная адаптация – Клименкова, Холмогорова, 2017), направленная на измерение уровня тревоги в ситуациях оценивания. К факторам эмоциональной дезадаптации макросоциального уровня было отнесено проблемное использование интернета. Для оценки этого фактора использовалась «Общая шкала проблемного использования интернета» (GPIUS2, Caplan, 2010; русскоязычная версия GPIUS3 ⎯ Герасимова, Холмогорова, 2018). Шкала состоит из 15 утверждений, степень согласия с которыми необходимо выразить по 7 бальной шкале Ликерта (от «полностью не согласен» до «полностью согласен»). Подсчитываются баллы по каждой из 5 подшкал опросника ⎯ предпочтение онлайн-общения, регуляция настроения, когнитивная поглощенность, компульсивное использование и негативные последствия. Для оценки роли семейных факторов эмоциональной дезадаптации был выбран опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (Холмогорова, Воликова, 2016), позволяющий измерить как общую выраженность дисфункциональных коммуникаций в семейной системе, так и выраженность таких ее видов как: родительская критика, индуцирование тревоги, элиминирование эмоций, фиксация на негативных эмоциях, внешнее благополучие, сверхвключенность и семейный перфекционизм. Опросник состоит из 30 утверждений, степень согласия с которыми нужно выбрать по 4х бальной шкале Ликерта от «безусловно, да» до «безусловно, нет». Для изучения роли факторов эмоциональной дезадаптации на интерперсональном уровне были выбраны методики на оценку чувства одиночества и социальной поддержки: Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS, Зимет, 1988; Сирота, Ялтонский, 1994), позволяющая измерить степень воспринимаемой социальной поддержки от семьи, друзей и значимых других (опросник включает 12 утверждений, степень согласия с которыми нужно отменить по 7-бальной шкале от «совершено не согласен» до «совершенно согласен») и «Методика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона, состоящая из 20 утверждений, степень согласия с которыми оценивается в зависимости от частоты возникновения чувства одиночества в разных ситуациях (от «часто» до «никогда»), общий балл методики позволяет измерить выраженность степени одиночества. Для оценки роли факторов, относящихся к личностному уровню многофакторной модели эмоциональных расстройств, были выбраны следующие методики. Трехфакторный опросник перфекционизма (Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2018), позволяющий оценить выраженность перфекционизма и его отдельных факторов: 1) озабоченность оценками со стороны других людей при неблагоприятных сравнениях себя с ними; 2) высокие стандарты и требования к себе; 3) негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве. Опросник включает 18 утверждений, степень согласия с которыми нужно оценить по шкале от «безусловно, да» до «безусловно, нет». Опросник дисфункциональных убеждений при ПРЛ (Personality Belief Questionnaire — Borderline Personality Disorder, PBQ-BPD, Batler, 2002, адаптация А.Б. Холмогорова, М.А. Конина, 2016). Опросник направлен на оценку выраженности дисфункциональных убеждений, характерных для лиц с ПРЛ, объединённых в три домена: «недоверие», «зависимость» и «защита». Подсчитывается как общий балл, так и баллы по каждой из трех субшкал. Опросник состоит из 14 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по 4-бальной шкале Ликерта (от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен»). Методика определения общей и социальной самоэффективности (Sherer, Maddux, Mercadante et al, 1982; адаптация Бояринцевой, Кричевского, 2011). опросник состоит из 23 суждений относительно чувства уверенности в разных видах деятельности, направлена на измерение чувства самоэффективности как в предметной деятельности, так и в сфере межличностного общения. Опросник «Субъектная позиция» Ю.В. и В.К. Зарецкого (Зарецкий, Зарецкий, Кулагина, 2014), позволяющий измерить позицию учащегося по отношению к учебной деятельности: «субъектная позиция» (активное и осознанное отношение к учебной деятельности), «объектная позиция» (готовность делать то, что говорит учитель (родитель), игнорировать и не развивать собственные интересы в деятельности, а также ориентация на похвалу со стороны взрослых), «негативная позиция» (отрицание ценности учения). Испытуемому предлагается ряд утверждений относительно его поведения в различных учебных ситуациях, на которые он может дать ответ по 4-балльной шкале Ликерта (от «Да» до «Нет»). Согласно выдвинутым гипотезам первые две методики позволяют измерить выраженность личностных факторов риска эмоциональной дезадаптации – перфекционизма и дисфункциональных убеждений, а последние две – факторов-протекторов в виде самоэффективности и субъектной позиции в учебной деятельности.
Keywords
Citation
Клименкова, Е.Н., Москачева, М.А., Холмогорова, А.Б. (2024). Исследование психологических факторов эмоциональной дезадаптации студентов: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/efht-v6rr-15g1