Медиамногозадачность в повседневности и образовании глазами родителей и учителей

Abstract
Работа направлена на исследование отношения родителей и педагогов с разным уровнем цифровой компетентности и пользовательской активности к феномену медиамногозадачности (ММЗ) и ее эффективности. Родители и учителя (N= 283) заполняли опросник для оценки различных аспектов отношения к ММЗ, пользовательской активности, а также методику «Индекс цифровой компетентности». При позитивном отношении к ММЗ в повседневной жизни большинство педагогов и родителей видят в ней фактор снижения эффективности учебной деятельности. Родители и учителя с более высокими показателями успешности цифровой социализации (пользовательская активность и цифровая компетентность) позитивнее относятся к ММЗ. Взрослые, субъективно оценивающие себя как многозадачников, более критично относятся к такому формату деятельности, а многозадачные родители не стремятся развивать такую активность у своих детей, что может объясняться ее восприятием как вынужденной и ресурсозатратной стратегией. Противоречивость представлений о ММЗ у взрослых свидетельствует об отсутствии выработанных стратегий взаимодействия с такой практикой в семье и школе. ММЗ может рассматриваться как инструмент оптимизации деятельности технологически расширенной личности в условиях насыщенной смешанной офлайн/онлайн реальности. Для эффективности этого инструмента необходимы специальные усилия по формированию ММЗ. Неизбежность самостоятельного освоения ММЗ подростками и их субъективная высокая оценка ее эффективности требуют внимания со стороны институтов социализации для обеспечения инструментами управления ММЗ в адекватном формате без ущерба для развития детей.
Description
Исследование посвящено изучению отношения родителей и педагогов к феномену медиамногозадачности и ее эффективности в повседневной жизни и образовании. В исследовании приняли участие российские респонденты. Выборка включала 283 человека: 131 учитель (46,3%) и 152 родителя (53,7%), из них 87,3% женщин; 226 человек (79,9%) из Москвы и Московской области, 57 человек (20,1%) – из других областей. Средний возраст составил 41,8±8,7 лет. Родители и учителя отвечали на вопросы о своем отношении к медиамногозадачности в целом и в контексте ее эффективности для учеников в образовательном процессе, а также о важности и востребованности навыка медиамногозадачности для успешности человека в ближайшем будущем. Учителя и родители оценивали уровень своей медиамногозадачности и степень желания усилить данную способность, родителям также предлагалось оценить по этим параметрам своего ребенка. Все респонденты заполняли методики для оценки уровня цифровой компетентности и пользовательской активности. Полученные результаты свидетельствуют о противоречивости представлений родителей и учителей о медиамногозадачности: при позитивном отношении к ней в повседневной жизни большинство педагогов и родителей видят в ней фактор снижения эффективности учебной деятельности. Родители и учителя с более высокой пользовательской активностью и цифровой компетентностью позитивнее относятся к медиамногозадачности. Родители, считающие себя многозадачниками, более критично относятся к такому формату деятельности и не стремятся развивать его у своих детей. Представленная база данных содержит сырые баллы и расшифровку переменных.
Keywords
Citation
Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Кошевая, А.Г. (2024). Медиамногозадачность в повседневности и образовании глазами родителей и учителей: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/gdbg-pud3-7ep4