14.07. Общая педагогика

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 2 of 2
  • Item
    Особенности усвоения иностранного языка у старших подростков в зависимости от уровня развития личностных качеств
    (МГППУ, 2025-08-13) Гавриловский Юрий Сергеевич
    Контекст и актуальность. Изучение иностранного языка в подростковом возрасте представляет собой сложный процесс, зависящий не только от когнитивных способностей, но и от эмоциональных и личностных характеристик обучающихся. Современные исследования показывают, что развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) может существенно повлиять на мотивацию, тревожность и успешность овладения языком. В условиях образовательного разнообразия (гимназии и городские школы) особенно важно учитывать различия в личностных качествах подростков. Цель исследования. Целью настоящего исследования является всесторонний анализ взаимосвязей между уровнем эмоционального интеллекта и успешностью овладения английским языком у старших подростков, с учетом типа образовательного учреждения. Особое внимание уделяется изучению личностных характеристик, влияющих на овладение, ИЯ, а также разработке и применению диагностического инструментария для их выявления. Гипотеза. Овладение английским языком старшими подростками будет успешным, если: • выявлены общие и специфические различия между учащимися разных типов школ, • разработан валидный авторский диагностический инструментарий для оценки личностных качеств, • определены ключевые личностные характеристики, влияющие на результативность изучения ИЯ. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 107 старших подростков (60 юношей и 47 девушек) в возрасте 14–18 лет — 54 из гимназий и 53 из городских школ. Все обучающиеся изучают английский язык в рамках школьной программы. Использованы следующие методики: Опросник мотивации к изучению английского языка (AMTB) — для оценки различных форм мотивации, тревожности, отношения к предмету и культурной ориентации. Краткая версия опросника эмоционального интеллекта (ЭмИн-Кр) Д. В. Люсина — для диагностики внутри- и межличностных компонентов ЭИ. Авторская анкета — для самооценки значимости девяти личностных качеств (внимание, память, стрессоустойчивость, толерантность к ошибкам и др.) в контексте изучения иностранного языка. Результаты. Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: эффективность овладения английским языком у старших подростков тесно связана с уровнем развития их личностных качеств, прежде всего эмоционального интеллекта, а также с особенностями образовательной среды. Несмотря на отсутствие значимых различий по обобщённому показателю эмоционального интеллекта (ОЭИ), были выявлены значимые различия по ряду его компонент и сопряжённых психологических характеристик. Общие тенденции. Анализ данных показал, что учащиеся обеих групп (гимназии и городские школы) придают высокое значение таким личностным качествам, как способность к концентрации, воображение и чувство языка. Это свидетельствует о наличии универсальных когнитивных и креативных ресурсов, значимых для языкового обучения. Кроме того, стремление к саморегуляции и самостоятельной постановке целей также получило высокие оценки во всех группах, хотя в гимназиях данные показатели проявлены более выраженно, несмотря на отсутствие статистически значимых различий. Особенности проявления личностных качеств. Гимназическая среда способствует формированию зрелых установок в отношении языкового обучения: учащиеся проявляют более осознанное отношение к своим эмоциям, рефлексивность и устойчивую положительную мотивацию. Для учащихся городских школ характерна менее интегрированная эмоциональная регуляция, что требует создания более поддерживающей и безопасной образовательной среды. Выводы. Полученные результаты демонстрируют, что развитие эмоционального интеллекта и сопряжённых с ним личностных качеств (толерантность к ошибкам, коммуникативная открытость, саморегуляция) является важным условием успешного овладения английским языком в подростковом возрасте. Эти выводы подчеркивают необходимость включения эмоционального компонента в педагогический процесс и разработки целенаправленных стратегий для разных типов образовательной среды
  • Item
    Материалы тестов к статье "Сравнительный анализ сформированности математических понятий у студентов через призму теории APOS: город против села"
    (МГППУ, 2024-10-22) Туктамышов Наил Кадырович; Горская Татьяна Юрьевна
    Целью данного исследования является определение степени сформированности математических понятий у студентов через призму теории APOS в контексте социального и географического разнообразия. В исследовании участвовали 96 первокурсника Института строительства из Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Эмпирическую основу составили данные письменного опроса, проведенного среди учащихся, с анализом количественных показателей на каждой из стадий APOS с учетом географического разнообразия. Исследование основывается на теории APOS (Действие-Процесс-Объект-Схема), которая позволяет поэтапно проследить процесс понимания, выявлять типичные ошибки и классифицировать их. В рамках данной теории был разработан опросник для анализа процесса формирования понимания математических концепций у студентов. Была проведена классификация ошибок как концептуальных и процессуальных, позволившая выявить различия между студентами в уровне их компетентности в соответствии со стадиями теории APOS.