База данных лонгитюдного исследования профессиональной мотивации студентов вуза, получающих педагогическое образование
Loading...
Date
2025-07-01
Journal Title
Journal ISSN
Volume Title
Publisher
МГППУ
Abstract
Представлена база данных лонгитюдного исследования студентов, получающих профессию педагога, которая отражает динамику профессиональных намерений и мотивации, представлений о себе как о педагоге, в зависимости от внутренних характеристик (общей самоэффективности, мотивации) и внешних (организация обучения и педагогической практики) переменных. Опрос проводился c помощью Яндекс-форм.
Выборка составила 68 студентов вуза. Возраст студентов на момент первого среза, который был проведен в 2024 году, составил от 18 до 23 лет (средний возраст - 19,18 лет), на момент второго среза в 2025 году – от 19 до 24 лет (средний возраст – 20,15 лет).
Description
Выборка. В выборку вошли студенты (N=68) вуза, обучающиеся на педагогических специальностях трех факультетов. Средний возраст студентов на момент первого среза составил 19,18 лет, второго – 20,15 лет. Большая часть испытуемых – студенты женского пола (77,94%).
Методики. В качестве психодиагностических методик исследования использовались: анкета, разработана на основе методики изучения факторов привлекательности профессии В. Ядoвa, Н. В. Кузьминой, A. A. Peaнa и анкеты диагностики профессионально-педагогической направленности студента педагогического вуза Н.В. Кузьминой [6]; методика «Оценка профессионально важных качеств (ПВК)»; модифицированный психогеометрический тест С. Деллингер; краткая версия методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной; опросник FIT-Choice (Factors Influencing Teaching Choice) scale; методика «Оценка глобальной удовлетворенности жизнью и субъективного уровня счастья»; методика изучения общей самоэффективности личности (Р. Шварцер, М. Ерусалем в адаптации В. Ромека); методика диагностики степени удовлетворения базовых психологических потребностей (M. Gagne в адаптации И.Ю. Суворовой и др.).
Используемые методики и их описание:
1.Для выяснения представлений студентов, связанных с педагогической деятельностью, была использована анкета, разработана на основе методики изучения факторов привлекательности профессии В. Ядoвa, Н. В. Кузьминой, A. A. Peaнa и анкеты диагностики профессионально-педагогической направленности студента педагогического вуза Н.В. Кузьминой. Из методик были отобраны отдельные вопросы, тексты ответов преобразованы в соответствии с задачами исследования. Учащихся просили ответить на ряд вопросов.
Вопросы анкеты и ответы к ним:
1.Как вы относитесь к профессии учителя?
• Профессия очень нравится
• Профессия скорее нравится, чем не нравится
• К профессии отношусь безразлично
• Профессия скорее не нравится, чем нравится
• Профессия совершенно не нравится
• Не могу сказать
2.Укажите, что вас привлекает в профессии учителя
• Профессия учителя одна из важнейших в обществе
• Работа с детьми, молодёжью
• Возможность заниматься любимым предметом
• Работа требует постоянного творчества
• Работа не вызывает физического переутомления
• Хороший заработок
• Небольшой рабочий день
• Возможность самосовершенствования
• Работа соответствует моим способностям
• Работа соответствует моему характеру
• Длительный летний отпуск
3.Укажите, что вам не нравится в профессии учителя
• Мало оценивается общественная важность педагогического труда
• Не умею работать с детьми, молодёжью
• Невозможность постоянно заниматься любимым предметом
• Нет условий для постоянного творчества
• Работа вызывает нервное перенапряжение
• Небольшой заработок
• Большой рабочий день
• Невозможность самосовершенствования
• Работа не соответствует моим способностям
• Работа не соответствует моему характеру
• Большое количество документов
4. Как вы относитесь к педагогической деятельности и оцениваете свои способности к ней?
• Хочу быть учителем, но не уверен, что у меня есть педагогические способности.
• Хочу быть учителем и уверен, что у меня есть педагогические способности.
• Не хочу быть учителем, но думаю, что педагогические навыки могут пригодиться в жизни.
• Не хочу быть учителем и уверен, что у меня нет педагогических способностей.
2. Для выявления представлений студентов об идеальном педагоге и представлений о самом себе использована методика «Оценка профессионально важных качеств (ПВК)» [1]. Методика предполагает оценку списка из 28 личностных качеств с точки зрения их представленности в образе идеального педагога и в представлении о самом себе по шкале от 0 до 5 (где 5 баллов - качество максимально значимо/сформировано, 0 - не значимо/не сформировано).
Инструкция:
В предложенном перечне выберите качества, являющиеся, с Вашей точки зрения, профессионально важными качествами учителя. Оцените степень их профессиональной значимости баллом от 0 до 5, где 5 баллов – качество максимально значимо, 0 – не значимо
Оцените степень развития всех качеств у себя от 0 до 5, где 5 баллов - качество максимально выражено, 0 - не выражено.
1. Демократический стиль общения
2. Доброта
3. Внешняя привлекательность
4. Выдержка
5. Высокая нравственность
6. Инициативность
7. Критичность
8. Любовь к детям
9. Наблюдательность
10. Настойчивость
11. Общительность
12. Оптимистичность
13. Организованность
14. Отзывчивость
15. Педагогическое воображение
16. Работоспособность
17. Справедливость
18. Стремление к творчеству
19. Тактичность
20. Требовательность
21. Уверенность в себе
22. Уравновешенность
23. Целеустремленность
24. Чуткость
25. Эрудиция,
26. Интеллектуальность
27. Эмоциональность
28. Энергичность
3. Для выявления представлений студентов об идеальном педагоге студентам предлагалось написать 10 качеств идеального учителя.
Обработка ответов учащихся осуществлялась с помощью контент-анализа. Для составления категориальной сетки была использована модель профессиональной компетентности учителя [4], включающая три модуля: 1) модуль педагогической деятельности; 2) модуль педагогического общения; 3) модуль личности педагога. Каждый из этих модулей включал четыре составляющие: а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.
Инструкция: Напишите 10 качеств идеального учителя
4.Для оценки отношения учащихся к педагогической деятельности респондентам был предложен проективный модифицированный психогеометрический тест С. Деллингер. Исследование выстроено по типу репертуарной решетки, в которой оценивались четыре объекта: «я», «педагог», «идеальный педагог», «педагогическая деятельность». Отношение к предложенным явлениям определялось рангом категории в ряду предпочтения психогеометрических фигур, ассоциирующихся с данным явлением. Шкала оценки варьирует от одного до пяти баллов, где 1 – максимально положительное отношение, 5 - максимально отрицательное отношение [7].
Инструкция:
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего это я». Не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями. Просто постарайтесь почувствовать свою форму.
Перед Вами пять фигур. Выберите фигуру, с которой у Вас ассоциируется слово «педагог».
Перед Вами пять фигур. Выберите фигуру, с которой у Вас ассоциируется словосочетание «идеальный педагог».
Перед Вами пять фигур. Выберите фигуру, с которой у Вас ассоциируется словосочетание «педагогическая деятельность».
Пронумеруйте фигуры по Вашему предпочтению: от самой нравящейся до самой не нравящейся. Поставьте цифру для каждой фигуры: например, цифру 1 поставьте фигуре, которая вам больше всего нравится, цифру 5 – фигуре, которая меньше всего нравится.
5.Для изучения мотивационной сферы студентов использовалась краткая версия методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной [2]. Из методики «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной были исключены фоновые утверждения и сохранены 16 смысловых пунктов, объединяющихся в три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любозна¬тельность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление при¬обрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Инструкция к методике:
Отметьте ваше согласие или несогласие с нижеследующими утверждениями.
Текст опросника:
1.Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей буду¬щей профессии.
2.Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.
3.Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
4.Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
5. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
6.У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
7.Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
8.Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.
9.Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
10.Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избе¬жать службы в армии.
11.Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
12.Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
13.Мой выбор данного вуза окончателен.
14. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.
15.До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
16.Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
Обработка результатов. Ключ к опроснику:
Шкала Вопрос Балл
старый новый
приобретение знаний 4 1 согласен 3,6
17 4 согласен 3,6
26 5 согласен 2,4
28 7 не согласен 1,2
42 12 не согласен 1,8
овладение профессией 9 2 согласен 1
31 8 согласен 2
33 9 согласен 2
43 13 согласен 3
48 15 согласен 1
49 16 согласен 1
получение диплома 11 3 не согласен 3,5
24 5 согласен 2,5
35 10 согласен 1,5
38 11 согласен 1,5
44 14 согласен 1
1 согласен 3,6
2 согласен 1
3 не согласен 3,5
4 согласен 3,6
5 согласен 2,4
5 согласен 2,5
7 не согласен 1,2
8 согласен 2
9 согласен 2
10 согласен 1,5
11 согласен 1,5
12 не согласен 1,8
13 согласен 3
14 согласен 1
15 согласен 1
16 согласен 1
6.Для изучения факторов выбора студентами педагогической профессии был использован опросник FIT-Choice (Factors Influencing Teaching Choice) scale [8]. Опросник FIT-Choice (Factors Influencing Teaching Choice) scale был адаптирован в ходе текущего исследования. Адаптация опросника включала в себя перевод и первичную апробацию на студентах, исключение пунктов, имеющих низкую диагностическую ценность, проверку внутренней согласованности методики, факторизацию и выделение новых диагностических шкал. Обработка данных осуществлялась в соответствии с 10 шкалами, объединенными в четыре группы в соответствии теоретической моделью методики.
Инструкция к методике:
Часть 1
Инструкция: Уважаемые студенты, просим вас оценить значимость каждого пункта по шкале от 1 - совсем не важно до 7 - чрезвычайно важно.
«Я решил стать учителем/воспитателем, потому что...»
1. Мне интересна педагогика
2. Рабочий день педагога позволяет проводить больше времени с семьей
3. Мои друзья считают, что мне следует стать учителем/воспитателем
4. Педагоги имеют более длительный отпуск
5. Я обладаю личностными качествами хорошего учителя
6. Педагогическая деятельность позволит мне внести вклад в развитие общества
7. Я всегда хотел(а) быть учителем/воспитателем
8. Я всегда смогу найти работу при переезде
9. Работая педагогом, я смогу формировать ценности детей
10. Я не был уверен(а), какую профессию выбрать
11. Мне нравится учить других
12. Я хочу работать с детьми и (или) подростками
13. График работы педагога легко сочетать с выполнением семейных обязанностей
14. У меня были вдохновившие меня учителя
15. У педагога более короткий рабочий день
16. Я обладаю навыками, которые необходимы педагогу
17. Будущая работа позволит мне повлиять на следующее поколение
18. Моя семья считает, что мне следует стать учителем/воспитателем
19. Я хочу общаться с детьми и (или) подростками
20. Профессия педагога обеспечит мне надежный, постоянный доход
21. На школьных каникулах я смогу больше времени уделять семье
22. У меня были хорошие учителя, выступающие для меня образцом для подражания
23. Мне не удалось поступить туда, куда я собирался(лась)
24. Педагогическая профессия позволит мне помочь реализовать потенциал детей, оказавшихся в сложных социальных условиях
25. Мне нравится работать с детьми/подростками
26. У меня был учитель, который отлично преподавал свой предмет
27. Люди, с которыми я взаимодействовал, считают, что мне подходит профессия учителя/воспитателя
28. Профессия педагога соответствует моим способностям
29. Я везде смогу устроиться на работу
30. Педагогическая деятельность позволит мне помогать социально незащищенным слоям населения
31. Работая педагогом, я смогу помочь детям из трудных семей
Часть 2
Согласны ли вы с тем, что…
(1-полностью не согласен, 7 – полностью согласен)
32. Работа педагога хорошо оплачивается
33. У педагога большая рабочая нагрузка
34. Педагоги получают достойную зарплату
35. Педагогов в обществе воспринимают как профессионалов
36. Педагог – носитель высоких моральных ценностей
37. Учитель/воспитатель - высокостатусная профессия
38. Педагогическая профессия ценится обществом
39. Знания педагога в сфере преподавания должны достигать экспертного уровня
40. Профессия учителя/воспитателя – это уважаемая профессия
41. Педагоги ощущают на себе, что их профессия имеет высокий социальный статус
42. Педагог должен иметь отличные знания методов и техник обучения и воспитания
43. Педагоги должны хорошо владеть узкоспециализированными знаниями
44. Я считаю свой выбор профессии тщательно обдуманным
45. Были люди, которые склоняли меня выбрать другую профессию
46. Я удовлетворен(а) своим выбором работать педагогом
47. Мне говорили, что профессия педагога – это не самый лучший выбор
48. Я доволен/довольна своим решением стать учителем/воспитателем
49. Были люди, которые пытались повлиять на меня, чтобы я выбрал(а) другую профессию
Ключ для обработки:
Шкалы адаптированного варианта опросника FIT-Choice Scale Пункты шкалы
Социальное влияние
Противодействие окружающих выбору профессии педагога 45, 47, 49
Положительный опыт обучения в роли ученика 14, 22, 26
Поддержка выбора профессии педагога социальным окружением 3, 18, 27
Самовосприятие
Самовосприятие (восприятие своих способностей и возможностей, желаний и интересов в сфере педагогической деятельности) 1, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 19, 25, 28
Требования профессии и получаемая отдача
Требования профессии 33, 36, 39, 42, 43
Отдача от профессии 32, 34, 35, 37, 38, 40, 41
Польза от выбора профессии
Возможность уделять время семье 2, 4, 13, 15, 21
Легкость трудоустройства 8, 20, 29
Социальная польза 24, 30, 31
Выбор карьеры педагога в качестве запасного варианта
Выбор карьеры педагога в качестве запасного варианта 10(R), 23(R), 44, 46, 48
7.В качестве инструмента обратной связи, отражающего соответствие жизненного выбора студентов их потребностям была использована методика «Оценка глобальной удовлетворенности жизнью и субъективного уровня счастья» [9], предполагающая использование шкалы от 0 до 10 баллов для оценки данных явлений.
Инструкция:
1. Отметьте на шкале, насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом?
2. Отметьте на шкале, насколько Вы счастливы?
Обработка результатов:
При обработке учитывается удовлетворенность по каждому пункту методики.
Нормативные показатели
Диагностируемый параметр Уровень выраженности
Низкий Средний Высокий
Глобальная удовлетворенность жизнью в целом 0-5 6-9 10
Субъективный уровень счастья 0-5 6-9 10
8.Для изучения самоэффективности студентов была использована методика изучения общей самоэффективности личности (Р. Шварцер, М. Ерусалем в адаптации В. Ромека) [3]. В методике изучения общей самоэффективности личности студентам предлагалось прочитать 10 утверждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по шкале от 1 до 4 баллов, где 1 – абсолютно неверно, 2 – едва ли верно, 3 - скорее всего верно, а 4 – совершенно верно. Общий показатель самоэффективности образуется путем складывания оценок по отдельным пунктам.
Инструкция:
Оцените степень своего согласия с данными утверждениями:
1. Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложным проблемам.
2. Если мне что-либо мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели.
3. Мне довольно просто удается достичь своих целей.
4. В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести.
5. При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться.
6. Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем.
7. Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности.
8. Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения.
9. Я могу что-либо придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях.
10. Я обычно способен держать ситуацию под контролем.
Обработка полученных результатов:
Количество баллов складывается. Показатели до 27 баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности; 27–35 – показатели средней самоэффективности, более 35 – высокой.
9.Для изучения степени удовлетворенности базовых потребностей (в автономии, компетентности и связанности) в процессе удержания в профессии студентов была использована методика диагностики степени удовлетворения базовых психологических потребностей M. Gagne в адаптации И.Ю. Суворовой и др. [5].
Методика диагностики степени удовлетворения базовых психологических потребностей включает в себя 21 пункт, оцениваемый по шкале от 1 до 7, где 1 - совсем не согласен, 7 – полностью согласен. Результаты формируют три шкалы: автономия (потребность осознания человеком того, что все его действия совершены по его собственному желанию, а не навязаны другими людьми), компетентность (потребность чувствовать самоэффективность и способность выполнять задачи на разных уровнях сложности) и принадлежность (отражает потребность в чувстве связи, поддержки или заботы).
Инструкция:
Оцените степень согласия с утверждениями по шкале от 1 до 7, где 1 - совсем не согласен, 7 - полностью согласен
1. Я чувствую, что имею полную свободу в выборе жизненного пути
2. Мне действительно нравятся люди, с которыми я взаимодействую
3. Я часто чувствую себя недостаточно компетентным
4. Я чувствую, что жизнь тяготит меня
5. Люди, которые меня окружают, говорят, что я – мастер своего дела
6. Я чувствую себя одиноким даже когда вступаю в контакты с людьми
7. В основном я предоставлен сам себе и имею ограниченное число социальных контактов
8. Я чувствую себя свободным в выражении своих идей и мнений
9. Я рассматриваю людей, которые меня окружают, как своих друзей
10. Я способен получать новые интересные навыки
11. Обычно я делаю то, что говорю
12. Люди, окружающие меня, заботятся обо мне
13. В большинстве случаев я вижу смысл своих в своих достижениях
14. Люди, которые меня окружают, всегда учитывают мое мнение
15. Зачастую я не использую все возможности, чтобы проявить себя
16. Круг моего общения очень узкий
17. Я чувствую, что всегда могу быть самим собой
18. Люди, с которыми я регулярно взаимодействую, не такие, как я
19. Я часто не чувствую себя компетентным
20. В моем окружении для меня нет достаточных возможностей
21. Люди обычно приветливы со мной
Обработка результатов:
Автономия: 1, 4 (R), 8, 11, 14, 17, 20(R)
Компетенция: 3(R), 5, 10, 13, 15(R), 19(R)
Принадлежность: 2, 6(R), 7(R), 9, 12, 16(R), 18(R), 21
Keywords
Citation
Орлова, О.А., Яремчук, С.В., Ситяева, С.М., Амбросова, В.И. (2025). База данных лонгитюдного исследования профессиональной мотивации студентов вуза, получающих педагогическое образование: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/tk38-pfvb-vt8e