Browsing by Author "Чигарькова Светлана Вячеславна"
Now showing 1 - 3 of 3
Results Per Page
Sort Options
- ItemИндекс цифрового благополучия(МГППУ, 2025-08-25) Чигарькова Светлана Вячеславна; Солдатова Галина Уртанбековна; Илюхина Светлана НиколаевнаВ контексте цифровизации повседневности важнейшим видом благополучия становится цифровое благополучие – недавно возникшее понятие, отражающее потребность в рефлексии влияния цифровых трансформаций на различные сферы жизнедеятельности человека. Отсутствие психодиагностического метода для оценки цифрового благополучия в контексте онлайн-возможностей и онлайн-рисков определяет настоятельную потребность разработки соответствующего инструментария. Разработан и апробирован Индекс цифрового благополучия, который отражает оценки удовлетворенности личности возможностями развития и безопасности в смешанной онлайн/офлайн реальности.
- ItemМедиамногозадачность в повседневности и образовании глазами родителей и учителей(МГППУ, 2024-11-19) Солдатова Галина Уртанбековна; Чигарькова Светлана Вячеславна; Кошевая Анастасия ГеоргиевнаРабота направлена на исследование отношения родителей и педагогов с разным уровнем цифровой компетентности и пользовательской активности к феномену медиамногозадачности (ММЗ) и ее эффективности. Родители и учителя (N= 283) заполняли опросник для оценки различных аспектов отношения к ММЗ, пользовательской активности, а также методику «Индекс цифровой компетентности». При позитивном отношении к ММЗ в повседневной жизни большинство педагогов и родителей видят в ней фактор снижения эффективности учебной деятельности. Родители и учителя с более высокими показателями успешности цифровой социализации (пользовательская активность и цифровая компетентность) позитивнее относятся к ММЗ. Взрослые, субъективно оценивающие себя как многозадачников, более критично относятся к такому формату деятельности, а многозадачные родители не стремятся развивать такую активность у своих детей, что может объясняться ее восприятием как вынужденной и ресурсозатратной стратегией. Противоречивость представлений о ММЗ у взрослых свидетельствует об отсутствии выработанных стратегий взаимодействия с такой практикой в семье и школе. ММЗ может рассматриваться как инструмент оптимизации деятельности технологически расширенной личности в условиях насыщенной смешанной офлайн/онлайн реальности. Для эффективности этого инструмента необходимы специальные усилия по формированию ММЗ. Неизбежность самостоятельного освоения ММЗ подростками и их субъективная высокая оценка ее эффективности требуют внимания со стороны институтов социализации для обеспечения инструментами управления ММЗ в адекватном формате без ущерба для развития детей.
- ItemРасширенная версия Шкалы самоуправления цифровой повседневностью (СУЦП-2): целостность как потенциал адаптации и благополучия(МГППУ, 2025-11-28) Солдатова Галина Уртанбековна; Чигарькова Светлана Вячеславна; Илюхина Светлана НиколаевнаВыборку исследования составили 1841 респондент, среди которых 649 подростков 14–17 лет (M=16,3, SD=0,7, 55% женского пола), 1192 представителей молодёжи 18–39 лет (M=23,4, SD=6,1, 64,3% женского пола), проживающих в городах: Москва (32,2%), Санкт-Петербург (14,9%), Тюмень (14,7%), Ростов-на-Дону (19,2%), Махачкала (19,1%). Респонденты представлены учащимися школ (17,3%), колледжей (24,7%), ВУЗов (34%) и работающими (24%). Были использованы следующие методики: Тест жизнестойкости Мадди (Осин, 2013), Шкала базисных убеждений (Падун, Котельникова, 2007), Шкала субъективного счастья (Осин, Леонтьев, 2020).
